Другие методы соединения



Пайка твердым, припоем с флюсом. Пайка флюсом с помощью печи, горелки или путем погружения в него может быть применена.
Процессы пайки лучше всего применимы к сплаву АМ503 вследствие его высокой температуры плавления и отсутствия микропористости, что уменьшает до минимума возможность попадания флюса В США, однако, часто подвергаются пайке сплавы AZ10, AZ31, ZE10 и K1A (ZA).
Для пайки твердым припоем применяют сплавы AZ92 и AZ125 (Mg—12% Al—5% Zn). Добавки небольших количеств беррилия в сплавы, употребляемые при пайке, являются полезными.
Для пайки применяют флюсы тех же типов, что и для газовой сварки, предпочтительно в виде спиртовых паст, за исключением пайки погружением, где используют ванну с расплавленным флюсом.
Температура пайки равна 582—593° С для сплавов AZ10, AZ31 ZE10, K1A (ZA) и 593—610° С для сплава АМ503.
Паяные соединения должны быть промыты в горячей воде, после чего их необходимо подвергнуть хроматной обработке, вновь промыть и затем кипятить в течение 2 ч в бихроматном растворе. Части, которые должны паяться, должны быть свободны от масла, грязи и поверхностной пленки.
Пайка погружением была успешно применена для изготовления приспособлений с волнистым профилем, в то время как сварка плавлением таких деталей приводит к усадке и короблению. Грэйвс опубликовал практические указания к используемому им процессу пайки.
Заслуживают внимания следующие положения.
а) загорание затрудняет течение припоя и должно быть предотвращено заранее;
б) если важна точная сборка частей при пайке, то зазор, остающийся для припоя, должен быть в пределах 0,1—0,15 мм. В случае необходимости следует применять закрепки (из проволоки АМ503) или пружинные зажимные приспособления;
в) предварительный нагрев конструкции до ~450°С обеспечивает удаление влаги и предотвращает чрезмерное охлаждение флюсовой ванны;
г) погружение во флюс на 3 мин является достаточным; более продолжительное время вызывает загрязнение основным металлом и последующее смывание или подрезку вокруг шва;
д) необходимо предусматривать влияние разницы в расширении частей конструкций из магния и стали. Сварные соединения обладают прочностью на срез ~9,3 кГ/мм2.
Безфлюсовая пайка

Батервортс, Иглштоф, Льюис успешно применили пайку сплава Mg—10% Cd—6% Zn—0,6% Zr цинком. Соединение было получено путем сжатия цинковых листов толщиной 0,05 мм между поверхностями металла, которые должны паяться, и нагрева при 400° С в течение времени до 120 мин. Даже после 5—10-мин нагрева величина разрушающего напряжения составляла ~10,8 кГ/мм2.
Пайка мягким припоем

Пайка магния осуществляется легко, но широко не применяется, так как полученные соединения имеют низкую прочность и хрупки. Однако пайка полезна при изготовлении электрических схем с злектрополированными магниевыми деталями. Детали с покрытиями из меди, серебра и олова можно паять мягким припоем без разрушения покрытия.
Обычные способы пайки применяют в том случае, если полосы цинка или стали с покрытиями из олова или цинка вначале приварены к магнию. Для электрических схем с магниевыми медными или покрытыми оловом железными деталями используют сварку сопротивлением.
В одном из русских патентов упоминается применение для пайки магниевого сплава, содержащего 12—35% Zn и 0,7% — 2,5% Al, вместе с флюсом, в состав которого в основном входят KCl и LiCl с оптимальной добавкой фтористого соединения. Необходимо отметить, что вообще детали легче поддаются пайке твердым припоем, чем мягким припоем.
Заклепочные соединения

Заклепочные соединения широко применяют для соединения магниевых листов. Процесс клепки магния существенно не отличается от клепки, принятой для других металлов, однако следует применять заклепки из алюминиевого сплава BSL58, содержащего 5% Mg, заклепки же из чистого алюминия могут быть применены для небольших срезающих нагрузок. Необходимо отметить при этом следующие особенности :
а) расстояние между центрами двух заклепок (диаметр D) должно быть равно, по крайней мере, 3 D.
б) ни одна из заклепок не должна быть поставлена к кромке ближе, чем на расстояние 2D; если грубо обрезана кромка, необходим дополнительный допуск 1,5—3,0 мм;
в) отверстия для заклепок должны быть просверлены или пробиты. В последнем случае вначале пробивают отверстие меньшего размера, а затем сверлят и расширяют его до окончательного размера;
г) предпочтительно делать много небольших заклепок, чем небольшое количество крупных заклепок,
д) о клепке крупных деталей сообщается в технической литературе.
Соединение клеем

Соединение магниевых листов синтетическим резиновым клеем широко используется в авиации. Этот способ имеет ряд некоторых очевидных преимуществ; возможность соединять несвариваемые или разнородные материалы или такие материалы, свойства которых изменяются при тепловых процессах сварки и пайки; отсутствие коробления; равномерное распределение напряжений; повышенная прочность и более высокий предел усталости, чем при точечной сварке или заклепочном соединении; отсутствие коррозии в соединении. Прочность в поверхностном слое имеет тенденцию к снижению, но это может быть компенсировано путем установки в конструкции нескольких хорошо установленных заклепок.
Используемые клеи включают смеси синтетической смолы с резиной, такие, например, как Metlbond, применяемые на бомбардировщике В36. Клей поставляется в виде ленты на нейлоновой подложке. Redux (видоизмененная PF-резина) и Araldite (эпоксид) дают точные соединения и в настоящее время широко используются в авиационной промышленности.
Примером того, что можно достичь в конструкции без сварки, служит волнопровод, показанный на рис. 235. Последние достижения в области применения клеев и практика их применения приведены в работе.
Фальцовка

Благодаря своей высокой пластичности в горячем состоянии листы сплавов ZW1 и ZW3 могут быть соединены путем фальцовки, т. е. кромки листа могут быть сложены друг с другом и спрессованы таким образом, чтобы образовалось прочное соединение.
Другие методы соединения