Как лектору правильно подойти к отбору материала для выступления?



Решив задачу определения стержневого момента высказывания и очертив его логическую структуру, лектор в процессе подготовки выступления сталкивается теперь с задачей отбора материала. Это очень острая проблема. Как известно, от правильного отбора и удачной композиции теоретического и фактического материала зависят не только полнота и эффективность восприятия лекции, но ещё и формирование определённых жизненных установок личности, что не менее важно.

Умелый подбор материала позволяет не только более глубоко и целенаправленно раскрыть основную мысль сообщения, но и способствует более широкому и проникновенному отражению действительности. Именно поэтому роль отбора, обработки, систематизации, а также оценки накопленного материала первостепенна.

При отборе материала лектору важно выстроить правильное соотношение обобщающего, теоретического и наглядно-иллюстративного фактического материала. Хорошо известно, что внимание слушателей легче всего привлечь и определенное время удерживать шуткой, рассказом интересного эпизода, факта или любопытного события. Но это только развлекательная сторона лекции, а не то что вызывает глубокую содержательную мыслительную работу. Внимание, вызываемое шуткой, присказкой, скорее носит непроизвольный характер в отличие от послепроизвольного внимания, определяемого заинтересованностью самим процессом мыслительной деятельности, её содержанием.

А вот выдающийся ученый Д. И. Менделеев, известный также ещё и своим искусством лектора, предостерегал от перенасыщения лекции фактами, сухими цифрами, которые по его образному выражению, могут, подобно поленьям, завалить очаг, не давая разгореться пламени мысли.

Таковы основные задачи лектора, как создателя текста.