Стропы текстильные и металлические. Что лучше?

20.06.2020


Современная деятельность человека и разнообразные технологические и строительные производства требуют для обеспечения своих логистических процессов применение строп различного назначения, и обладающих набором специфических прочностных, технических и эксплуатационных качеств. Для выполнения стоящих задач существует довольно широкая номенклатура строп, выполненных как из металла, так и из различных тканых синтетических материалов.

Можно выделить три основных вида строп, перекрывающих весь спектр нужд и потребностей, возникающих при перевозке, погрузке, транспортировке грузов, а также в строительной индустрии:

  • текстильные стропы;
  • канатные стропы;
  • цепные стропы

Необходимо констатировать очевидный факт, что такое разделение видов применяемых строп образовано не по принципу тоннажа на который они рассчитаны, а по материалу из которых они изготовлены. Также, все три вышеуказанные вида строп могут иметь различное исполнение. Их разделяют прежде всего на кольцевые и петлевые стропы. Петлевые стропы в свою очередь могут быть как одноветвевые, так и многоветвевые.

Основные отличия и преимущества обуславливают во многом сферы применения тех или иных строп, но основным определяющим фактором оказывается всё-таки материал из которого они сделаны. Безусловно, когда речь идёт о транспортировке или погрузке особо тяжёлых грузов требуется применять стропы с заведомо высокой грузоподъёмностью.

В таком случае речь скорее заходит о цепных металлических стропах, способных к перемещению грузов в десятки и даже сотни тонн. Кстати, высокая грузоподъёмность не является единственным преимуществом цепных строп. Их крепкие звенья в состоянии легко справиться с острыми краями транспортируемого груза, чем не могут похвастаться текстильные стропы, да и канатные тоже не всегда. Цепные также способны надёжно работать в условиях высоких температур (до нескольких сот градусов по Цельсию) и агрессивных сред. Также к их достоинствам стоит отнести возможность сравнительно быстрой замены вышедших из строя звеньев и таким образом, восстановления стропы, что труднодостижимо с другими видами строп.

Недостатком бесспорно является высокий вес и большие габариты цепных строп, необходимость соблюдать определённые правила при их хранении и сравнительно высокая цена, поскольку для их изготовления используется высоколегированная сталь. Также необходимо учитывать, что хоть цепные стропы сделаны из металла и имеют опасность воздействия коррозии, это мало сказывается на их применении в условиях открытого моря.

Канатные стропы, изготавливаемые из переплетённой металлической проволоки, также используются, как правило для транспортировки и погрузки довольно тяжёлых грузов. Их грузоподъёмность достигает нескольких десятков тонн. Способны работать при температурах от -40°C до +400°C, в агрессивных химических щелочных и масляных средах, в условиях высокой запылённости и воздействия сильно-красящих веществ.

К недостаткам канатной стропы следует отнести довольно тяжёлый вес и опасность воздействия процессов коррозии, что при длительном использовании способно сказаться на прочностных качествах отдельных металлических прутков, составляющих канат.

Эти стропы также требуют повышенного внимания при работе с ними, так как на них возможно образование острых режущих кромок, способных нанести раны такелажникам при неаккуратном обращении. При транспортировке грузов стоит учитывать, что металлические канаты могут наносить повреждения и потёртости легкоповреждаемым незащищённым поверхностям.

Текстильные стропы изготавливаются путём сшивания из технических лент, полученных в свою очередь на ленто-ткацких станках из высокопрочных синтетических нитей. Базовым материалом для их производства служат волокна полиамида, полиэстера, полиэфира или полипропилена. Благодаря своим свойствам получаемые стропы обладают лёгким весом и высокой эластичностью. Максимальная грузоподъёмность таких строп хоть и уступает металлическим, но может достигать 10 – 13 тонн. По причине своей более низкой цены при одинаковой грузоподъёмности текстильные стропы всё больше вытесняют из использования своих металлических конкурентов.

Бесспорным предпочтением текстильные стропы пользуются при необходимости транспортировки грузов с легкоповреждаемой поверхностью. Имея высокую эластичность и тканую основу, такие грузо-захватные приспособления способны бережно закрепить, поднять и перенести любой груз, требующий повышенного внимания и осторожного обращения. Причём речь может идти не только о дорогих предметах искусства, например, картинах или скульптурах, но и о тяжёлых трубах большого диаметра с защитной антикоррозионной поверхностью, в процессе их монтажа, сварки и осторожном опускании в траншеи газопроводов.