PowerJet

04.05.2019


PowerJet

PowerJet SaM146

PowerJet («ПауэрДжет»), полное фирменное именование: PowerJet S.A. — российско-французское совместное предприятие, учреждённое НПО «Сатурн» и французской компанией Snecma. В настоящее время владеет сертификатом типа и производит авиационный двигатель SaM146 для самолётов типа Sukhoi Superjet 100.

Предприятие создано с учётом интересов и использованием лицензированных технологий американо-французского CFM International, созданного с участием Snecma и General Electric.

PowerJet не является резидентом Российской Федерации и относится к производителю самолёта Sukhoi Superjet 100, компании Гражданские самолёты Сухого, как иностранный поставщик.

Структура компании

Офис компании находится во Франции по адресу: Париж, бульвар Марсиал Вален (фр.)русск., дом 2.

Производства двигателя SaM146 по лицензии компании PowerJet расположены:

  • Франция
     Франция Snecma
  • Россия
     Россия НПО «Сатурн»

Участие НПО «Сатурн» в компании и производстве

Доля НПО «Сатурн» в совместном предприятии составляет 49,84%.

Доля НПО «Сатурн» в общем объёме работ над двигателем SaM146 составляет около 38%.

Доля НПО «Сатурн» в сумме выручки от продажи двигателя SaM146 составляет 17%. При этом участие российской компании в производстве убыточное: при стоимости двигателя в 78 миллионов рублей (на 2012 год) НПО «Сатурн» получает 13 миллионов, хотя на закупки материалов и прямые затраты уходит почти 28 миллионов рублей. Маржинальный убыток НПО «Сатурн» по проекту SaM146 в 2012 году составил почти 15 миллиардов рублей.

Арест акций в 2009 году

5 февраля 1996 года между ОАО «Рыбинские моторы» (на основе которой было позднее организовано НПО «Сатурн») и компанией Unimpex Enterprises Ltd, зарегистрированной на Британских Виргинских островах, было заключено соглашение, по которому последняя передавала самолёт Ил-62М и 13 двигателей Д-30КУ общей стоимостью 2,03 миллионов долларов. В ответ «Рыбинские моторы» обязывались отремонтировать для Unimpex несколько двигателей разных типов, но работы по ремонту не были выполнены в полном объёме. Чтобы покрыть образовавшуюся задолженность в размере 600 тысяч долларов за невыполненные работы между компаниями был заключён новый договор о передаче в собственность Unimpex по льготной цене 45430 акций ОАО «Рыбинские моторы» (около 6% от уставного капитала) в срок до 28 ноября 1997 года. При этом ОАО «Рыбинские моторы» обязалось оплатить в случае ненадлежащего исполнения договора штраф в размере 0,3% за каждый день просрочки позднее указанной даты.

Так как условия сделки не были выполнены, в 1998 году Unimpex первоначально обратился в Коммерческий арбитраж при Экономической палате Чешской Республики и Аграрной палате Чешской Республики с иском в связи с неисполнением обязанности по передаче 6% пакета акций ОАО «Рыбинские моторы»; решение было вынесено в пользу Unimpex, но в 2000 году Арбитражный суд Ярославской области не признал указанное решение третейского суда и не привёл его в исполнение.

В 2002 году Unimpex во второй раз добился вынесения в свою пользу судебного решения уже Высшим судом Праги (чешск.)русск. (рассматривает коммерческие споры), который обязал НПО «Сатурн» как правопреемника АО «Рыбинские моторы» выплатить за несоблюдение договора убытки в размере 21,5 миллионов долларов с учётом процентов за просрочку. Указанное решение исполнено не было.

Не добившись в России и Чехии исполнения судебного решения, Unimpex в марте 2008 года предъявил его к исполнению в Суд высшей инстанции Парижа (фр.)русск. и тот, в июле 2008 года, в качестве обеспечительной меры наложил арест на все движимое имущество НПО «Сатурн» во Франции — на пакет акций PowerJet.

В марте 2010 года в СМИ появилось сообщение о том, что НПО «Сатурн» собирается во внесудебном порядке вывести из-под ареста свою долю акций в компании PowerJet.