Ђ¬згл€дї Ч битлы перестройки

04.05.2019


Ђ¬згл€дї Ч битлы перестройки


ЂД¬згл€дУ†Ч битлы перестройкиї†Ч книга ≈вгени€ ƒодолева о программе Ђ¬згл€дї, Ђв которой подробно анализируетс€ феномен самого успешного российского телепроектаї. —логан Ђќни играли на кремлЄвских нервахї. Ёто рассказы Ђпро ведущих Д¬згл€даУ, нашпигованные телебайками и развенчивающие некоторые мифы о телепрограммеї.

ќ книге

ѕредисловие написал ћихаил Ћеонтьев, который лаконично изложил концепцию:

Ёта книга†Ч собрание свидетельских показаний, по сути, перекрЄстных допросов, препарированных автором. Ёто не только про Ђ¬згл€дї и взгл€довцев. Ёто книга о журналистике. „ерез историю легендарного Ђ¬згл€даї и взгл€д самих участников на эту историю.

–ецензенты подчеркивали: ЂДархив по темеУ собиралс€ долго: беседы со Двзгл€довцамиУ ∆ен€ ƒодолев записывал и публиковал начина€ с конца 80-хї.

»значально планировалс€ выход книги в издательстве Ђј—“ї, но в результате интриг некоторых персонажей произведени€ издатель помен€л планы, и первый тираж был напечатан издательством Ђ«ебра-≈ї в августе 2011 года. ¬ыход был приурочен к началу 24-й ћосковской международной книжной выставки-€рмарки.

¬ интервью газете Ђ омсомольска€ правдаї, посв€щЄнном второму переизданию книги, автор отметил, что название придумано с подачи Ёдуарда —агалаева. ѕо словам журналиста, медиамагнат Ђупом€нул об этом публично, в студии ј—Ѕ-4, где собрались телевизионщики дл€ траурного эфираї после убийства ¬лада Ћистьева. Ђ нижное обозрениеї согласилось, что ЂД¬згл€дУ и The Beatles†Ч действительно в чЄм-то очень схожиЕ и тех, и других было четверо, одних называли Дливерпульской четвЄркойУ, других†Ч Двзгл€довской четвЄркойУї, и у телевизионщиков был свой Ѕрайан Ёпстайн.

Ђ омсомольска€ правдаї, называ€ автора Ђиконой перестроечной журналистикиї, писала, что Ђƒодолев†Ч и сам рок-звезда журналистики 90-х†Ч заработал право выставл€ть оценки коллегамї. –ецензентами отмечалось:

ƒодолев сравнивает знаменитых ведущих Ђ¬згл€даї с ЂЅитлзї. » это сравнение осмысленно. » даже провести параллели ведущих с музыкантами будет несложно.  то-тоЕ точно заметил: Ђћир музыкой можно изменить только один раз. » это сделали ДЅитлзУї. “ак и Ђ¬згл€дї изменили телевидение и представление о журналистике.

  весне 2012 года при запросе в поисковых системах слова Ђбитлыї, первой строкой предлагалось название книги, о чЄм автор рассказал в своЄм блоге на сайте газеты Ђћосковский комсомолецї. ѕоздравл€€ с 75-летием одного из героев ЂЅитлов перестройкиї јнатоли€ Ћысенко (в апреле 2012 года), телевизионщики наградили его этим титулом (Ђвот они, как скажут позже, ДЅитлы перестройкиУ†Ч дух и сердце легендарной программыї). √азета Ђѕравдаї, ошибочно приписавша€ авторство книги ¬ладу Ћистьеву (убитому за 16 лет до еЄ выхода) писала (23.07.2012): Ђи он сам, и прочие ДбитлыУ называли Ћысенко ДпапойУї. ѕри этом сам ≈вгений ƒодолев утверждает, что Ђпара фигурантов про€вл€ли крайнюю обеспокоенность своим присутствием в книгеї. –€д эпизодов и фотографий были купированы и позднее опубликованы в журналах.

¬ репортаже программы Ђ¬рем€ї с книжной €рмарки автор рассказал почему он вз€лс€ за работу над книгой:

ћнеЕ надоело читать про Ђ¬згл€дї, что это передача разрушила ———–Е истори€ переписываетс€ на глазах, и этот проект становитс€ каким-то мифом, и мифом неадекватным.

¬ сюжете о выставке-€рмарке ƒодолев утверждал, что хочет демифологизировать передачу Ђ¬згл€дї.

¬торое издание последовало спуст€ два мес€ца после первого†Ч в но€бре 2011 года.

  •  онстантин Ёрнст

  • ¬лад Ћистьев

  • јлександр Ћюбимов

  • »ван ƒемидов

Ќа презентации второго издани€ в “орговом ƒоме ЂЅиблио-√лобусї один из героев книги ¬ладимир ћукусев упрекнул автора в том, что на обложке книги представлены не только ведущие Ђ¬згл€даї, но и режиссЄры проекта, после закрыти€ передачи возглавившие телеканалы†Ч “¬-6 (»ван ƒемидов) и ќ–“ ( онстантин Ёрнст). ћукусева в полемике поддержал и јлександр ѕолитковский, считающий, что этим персонажам Ђне местої на обложке мемуаров о программе. –ецензенты отмечали при этом, что Ђкнига написана с нежностьюї про Ђюных, талантливых, €рких, самоотверженных, оба€тельных, что выросли, перестроились и удобно приспособились к миру, в котором место светлых мечтаний зан€то баблом, все погиблиї.

–ецензии

¬ наше врем€ развелось немало Ђисследователейї, которые готовы писать о ком угодно, не име€ при этом ни малейшего пон€ти€ о сути той де€тельности, которой занималс€ объект их повествовани€. ¬ отличие от них, ≈вгений ƒодолев лично знал ¬ладислава Ћистьева, сотрудничал с программой Ђ¬згл€дї, сам был инициатором множества успешных медийных проектов, общалс€ с виднейшими де€тел€ми горбачЄвской и ельцинской эпохи. “ак что в его компетентности и умении интересно изложить известные ему факты читатель может не сомневатьс€

»з рецензии Ќикола€ √ульбинского

¬ выпуске передачи Ђ–ождЄнные в ———–ї, посв€щЄнном выходу книги, ведущий ¬ладимир √лазунов обратил внимание зрителей, что ¬оеводин причисл€ет автора к Ђлитературным экстремистамї. ƒмитрий Ѕыков представл€л автора как Ђбез преувеличени€ легенду нашего цеха, одного из тех, кто создал современный облик российской прессыї.

јнтон јнтонов-ќвсеенко в своей рецензии акцентировал внимание на Ђточных, убийственных характеристиках ¬лада Ћистьева и других теле-кумировї.

“ать€на ћосквина в газете Ђјргументы неделиї писала:

Ёто довольно сумбурный, но увлекательный рассказ о самой попул€рной перестроечной телепередаче, в которой когда-то и сам автор участвовал лично. Ќеповторимое перестроечное телевидение делалось зан€тными людьми, и читать о них интересно. —лавное героическое прошлое бросает на их†Ч ныне потускневшие†Ч лица красочные и гор€чие отсветы.

јлександр  ондрашов в своей рецензии (ЂЋитературна€ газетаї) отметил:

Ёта книга мне так понравилась, что захотелось написать о ней книгу. ќ том времени, которому она посв€щена. ”же много написано, но ещЄ одну. ¬дохновил автор. ѕервое, что вдохновл€ет: произведение ≈вгени€ ƒодолева пропитано любовью.   тем люд€м, которые друг друга не любили. Ќо каждый из которых был-есть достоин любви. » ненависти. » зависти, иногда и презрени€. » скорби. ќна прошита страстным желанием рассказать правду.

ќтар  ушанашвили охарактеризовал книгу как Ђконфуциански-магометанский конгломератї и утверждает, что автор пишет о каждом из персонажей так, что Ђпричин€ет приливы крови к головеї.

»горь ¬оеводин в отклике на книгу подчеркнул:

ќт ƒодолева ждали скандала, а получили –абле, впавшего в целомудрие.

¬ продолжение была выпущена книга Ђ¬лад Ћистьев. ѕристрастный реквиемї, в рецензии на которою јндрей ƒобров отметил, что автор ушЄл Ђот пон€ти€ каноничностиї, описыва€ геро€ повествовани€ и отмечает:

ћесто этой книге на полке учебников по журналистике†Ч как по фактуре, в ней собранной, как по осмыслению этой фактуры, так и по стилю. ≈вгений ƒодолев пишет, как говоритс€, Ђс €йцамиї†Ч из текста так и ЂпрЄт мужикї. » поэтому автор часто принимает правила чисто мужской игры†Ч описыва€ не столько людей, участвовавших в ѕерестройке ÷“, сколько образы, которые они в тот момент создавали

–ецензенты констатировали: Ђздесь нет сведени€ счетов и попыток обозначить роль личности автора в историиї и Ђданы удивительно точные характеристикиї.

 ирилл –азлогов утверждает:

 нига читаетс€ как занимательный роман, чем-то напомина€ ЂЅерлин јлександерплацї јльфреда ƒЄблина, рваный монтаж книг ƒжона ƒос-ѕассоса или отечественную экспериментальную литературу постокт€брьского времени. Ётот своеобразный авангардизм €вл€етс€ признаком, с одной стороны, авторской позиции, а с другой Ч нового мозаичного телевизионного контекста, в котором ≈вгений ƒодолев прожил значительную часть своей жизни. Ёта технологи€ ещЄ и показательна как своеобразное разбитое на осколки зеркало нашего времени.

ЂЋитературна€ газетаї писала, что Ђпосле прекрасных, пристрастных ДЅитлов перестройкиУ это грустное исследование (расследование) должно было по€витьс€. Ќе могло не по€витьс€Е ДЌизкие истиныУ второй ДбитловскойУ книги ≈вгени€ ƒодолева о жизни и смерти Д¬згл€даУ не низкие, а просто истины. ѕечальные, вечныеї.

ѕри этом Ђ омсомольска€ правдаї подчеркивала: что эта вещь†Ч Ђникак не разоблачительные мемуарыї.

Ђѕарламентска€ газетаї охарактеризовала обе книги как Ђсенсационныеї.

 ритика

  • Ђ„астный  орреспондентї обратил внимание, что ≈вгений ƒодолев Ђоткровенно пишет об алкогольных пристрасти€х своих коллегї, но при этом не упоминает о кокаине.
  •  ирилл ћартынов подчеркнул, что событи€ в книге изложены сумбурно и что автор необъективен в отношении »вана ƒемидова:

Ѕольше всего ƒодолева раздражают неподлинность, неискренность существовани€ современных авторов, пишущих в ∆∆ и “виттер. Ётим формам досуга он противопоставл€ет высокую школу репортажа Ђ¬згл€даї и бескомпромиссную борьбу за эфир.

  • Ѕлогер отметил и неграмотную вЄрстку, из-за которой не всегда пон€тно, где речь автора, а где цитаты из интервью персонажей книги.
  • ¬ладимир ћарочкин в своей рецензии написал, что Ђ¬згл€дї†Ч это ЂЋасковый майї перестройки, а не ЂЅитлзї, его приговор: Ђчетверка Двзгл€довскихУ ведущих в нашей стране была попул€рнее, чем даже The Beatles, но ДбитловскиеУ песни по-прежнему знают, а вот о чЄм говорили в программе Д¬згл€дУ, теперь уже мало кто помнитї.
  • ¬ладимир ћукусев говорил, что многие детали у автора Ђне верны†Ч наверное, потому, что ∆ен€ не работал во Д¬згл€деУ с самого началаї.