Капризница

05.05.2019

Капризница


Антуан Ватто Капризница. Около 1718 фр. La Boudeuse Холст, масло. 42 x 34 см Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург (инв. ГЭ-4120)
 Изображения на Викискладе

«Капризница» (от фр. La Boudeuse, дословно «Надувшая губы».) — картина французского художника Антуана Ватто из собрания Государственного Эрмитажа. Датируемая периодом между 1716 и 1719 годами, картина представляет собой довольно редкий пример двухфигурной парковой композиции, считающийся одной из лучших «галантных сцен» позднего периода творчества Ватто при том, что его авторство стало устоявшимся фактом лишь во второй половине XX века.

На картине изображены молодая женщина в тёмно-оливковом платье и её кавалер в жёлтом кафтане и малиновом берете со страусиным пером. Пара находится в парке, девушка сидит на каменном постаменте спиной к своему кавалеру и имеет несколько капризное выражение лица. Вдали видна прогуливающаяся пара и группы людей, сидящих на траве.

По оценкам Немиловой, «Капризница» могла быть написана около 1718 года, предположительно до или во время поездки Ватто в Англию, где картина достоверно находилась к 1725 году; возможно, что живший в Лондоне художник Филипп Мерсье выполнил гравюру с «Капризницы» именно в этот период. Вопреки утверждению Немиловой, в «Сборнике Жюльена» гравюра Мерсье не появляется, что побудило некоторых исследователей усомниться в принадлежности картины кисти Ватто; в частности, Элен Адемар «необоснованно» считала картину работой Мерсье на рисунку Ватто, и, возможно, на этом основании Шарль Стерлинг не упоминает её в тексте своего путеводителя, ограничивших только иллюстрацией. В прошлом работа принадлежала писателю Хорасу Уолполу, который выкупил работу после смерти своего отца Роберта Уолпола и расположил в своём замке Строуберри-Хиллen[/sub]. В собственности Уолполов она находилась до середины XIX века, когда картину купил граф П. С. Строганов, обстоятельства покупки не выяснены. После Октябрьской революции всё имущество Строгановых было национализировано, в Строгановском дворце был образован музей, который, однако, вскоре был упразднён и в 1923 году картина поступила в состав собраний Государственного Эрмитажа. Выставляется в Зимнем дворце в зале 284.

Ю. Г. Шапиро в своём обзоре коллекций Эрмитажа отдельно остановился на «Капризнице»:

Ватто поэтизирует обычный эпизод из праздной жизни светского общества, вносит в повествование оттенок скрытой взволнованности, мечтательности, грусти. Поэтично выглядит старый парк с мягкими очертаниями деревьев, тончайшим узором сплетающихся ветвей и полупрозрачной листвой, просвечивающей на фоне блекло-желтого неба. В композиции картины, прихотливом контуре фигур и очертаний деревьев, в мягком звучании неярких красок с сильным, подобно аккорду, черным пятном блестящего шелкового платья дамы, ощутим музыкальный ритм.


Известен рисунок Ватто с изображением мужчины в берете, находящийся в собрании Лувра; в своём каталоге Карл Теодор Паркер и Жак Матей считали его подготовительным для картины, однако Немилова отвергала это мнение, считая этот рисунок никак не связанным с изображением мужчины на картине; того же мнения держался Розенберг, предлагавший связывать рисунок с находящейся в дрезденской Галерее старых мастеров картиной «Праздник любви» (холст, масло, 63,1 x 75,2 см). Последняя, датируемая Элен Адемар периодом около 1717—1718 годов, по стилю и технологии близка к «Капризнице» — на ней почти полностью повторена фигура и поза мужчины с эрмитажной картины, только изменён цвет его одежды.

В 1972 году Министерством связи СССР была выпущена почтовая марка с репродукцией этой картины, номинал марки — 16 копеек (№ 4159 по каталогу ЦФА).

  • А. Ватто. «Праздник любви». Галерея старых мастеров, Дрезден.

  • Почтовая марка СССР № 4159. 1972 год. Серия «Зарубежная живопись в музеях СССР».