Караковский, Владимир Абрамович

05.05.2019


Караковский, Владимир Абрамович


В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Караковский.

Владимир Абрамович Караковский (14 февраля 1932 — 3 марта 2015) — советский и российский педагог. Народный учитель СССР (1991).

Биография

Родился 14 февраля 1932 года в Свердловске. Родители — педагоги Абрам Залманович (Зиновьевич) Караковский (1893, Себеж — 1938, Челябинск) и Роза Петровна Караковская. Отец, первый директор челябинской школы № 37 был репрессирован и расстрелян в 1938 году (реабилитирован в 1958).

В 1953 году окончил Челябинский педагогический институт, где его преподавателем был В. Е. Гусев. Начинал работать учителем литературы и русского языка средней школы № 48. С 1962 года работал в Челябинской школе № 1. В 1963 году Владимира Абрамовича назначили на должность директора школы № 1 им. Ф. Энгельса. С 1977 года директор московской средней школы № 825. В 1988—1991 годах председатель всероссийского совета по народному образованию. Один из авторов педагогики сотрудничества. В конце декабря 1988 г. избран на Всесоюзном съезде учителей во Всесоюзный совет по народному образованию при Госкомитете СССР по народному образованию, позже В. А. Караковский стал председателем данного совета. В 1989 году защищает докторскую диссертацию на степень доктора педагогических наук на тему: «Воспитательная система школы как объект педагогического управления». Член-корреспондент РАО избран 20.12.1990 года, состоит в Отделении общего среднего образования. В 2006 году В. А. Караковский стал почётным доктором Челябинского педагогического института.

В 2011 году В. А. Караковский ушёл с поста директора и работал в школе № 825 на должности заместителя директора по науке.

В. А. Караковский скончался 3 марта 2015 года в результате болезни.. Похоронен на Ново-Люберецком кладбище в городе Люберцы Московской области.

В годовщину смерти Владимира Абрамовича, в марте 2016 года, о нём был снят документальный фильм с воспоминаниями выпускников и педагогов

Награды и премии

  • орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (5 июня 2003 года) — за большой личный вклад в развитие образования и многолетнюю добросовестную работу
  • медаль «В память 850-летия Москвы» (1997 год)
  • Народный учитель СССР (25 февраля 1991 года) — за особые заслуги в обучении и воспитании учащихся, плодотворную педагогическую деятельность.
  • Заслуженный учитель школы РСФСР (1971 год)
  • Премия Президента Российской Федерации в области образования за 1996 год (4 сентября 1997 года) — за разработку учебно-методического пособия «Воспитание? Воспитание… Воспитание!» для общеобразовательных учреждений
  • Знак отличия «За безупречную службу городу Москве» XXX лет (30 декабря 2011 года) — за многолетнюю плодотворную деятельность на благо города Москвы и его жителей
  • Премия Ленинского комсомола (1986 год) — за большие заслуги в педагогической деятельности, значительные дочтижения по развитию инициативы, самодеятельности, творчества пионеров и комсомольцев

Воспитательная система В. А. Караковского

В 1963 в челябинской школе № 1 стал применять методику коллективного творческого воспитания (коммунарскую методику). Продолжил её разработку в Москве.

Этапы становления системы

  • 1.(1977—1981) — была проведена диагностика педагогического и ученического коллективов, их деятельности, взаимоотношений школы с социумом.
  • 2.(1981—1986) — происходит стабилизация системы, чётко оформляются её структурные компоненты, были созданы органы самоуправления.
  • 3.(1986—1988) — Развитие воспитательной системы. Решения противоречий между учебной и внеучебной деятельностью посредством изменения ведущих видов деятельности.
  • 4.(с 1991 года) — отработка дальнейших перспективных направлений развития воспитательной системы.

Труды

  • Караковский В. А. Азбука нравственности. Методические рекомендации. 3 класс // Сельская школа. — 2004. — № 2. — С. 58.
  • Караковский В. А. Без звонка на перемену.- Челябинск, 1977.
  • Караковский В. А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования.- М., 1991.
  • Караковский В. А. Воспитательная система обычной школы // Народное образование. — 2001. — № 1. — С. 77.
  • Караковский В. А. Воспитай гражданина.- М., 1987.
  • Караковский В. А. Директор — учитель — ученик.- М., 1982.
  • Караковский В. А. «Поурочное тематическое планирование курса „Обществознание“: [11-й класс]» // Школьное планирование. — 2003. — № 1. — С. 81.
  • Караковский В. А. Школьное воспитание как управляемая система // Мир образования. — 1997. — № 1. — С. 79.
  • Караковский В. А. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников. — 1993. — № 3. — С. 2.
  • Караковский В. А. Пути формирования школьного ученического коллектива.- М., 1978.
  • Караковский В. А. Стать человеком.- М., 1992.
  • Караковский В. А. Чтобы воспитание было успешным.- М., 1979.
  • Караковский В. А. Новая социальная ситуация и актуальные проблемы воспитания молодёжи // Коммунарская конференция в Архангельске, сентябрь 2001.
  • Караковский В. А. Школа будущего — это школа воспитания // Школа: день за днём. Педагогический альманах.
  • Караковский В. А. Тревоги российского образования // Скепсис .-2005.-№ 3/4.
  • Караковский В. А. Воспитание эффективно, если оно системно // Воспитательная система.-2005.
  • Караковский В. А., Матусевич В. Л. Программы для составления школьного расписания: возможности и опыт применения. — 2005.
  • Караковский В. А. Трудные задачи средней школы // Наука и жизнь.-1998.- № 7.
  • Караковский В. А. Классным руководителям посвящается // Воспитательная работа в школе.-2006.- № 1.