Пряжко, Павел Николаевич



Павел Николаевич Пряжко (1975, Минск) — белорусский драматург и сценарист.

Биография

Родился в 1975 году в Минске. Первые тексты Павла Пряжко датируются началом 2000-х. Первую пьесу Пряжко написал в 2004 году. Пьесы переведены на польский, немецкий, английский, французский, финский языки. Большинство пьес Пряжко поставлены российским режиссёром Дмитрием Волкостреловым, учеником Льва Додина.

Пьесы

  • «Серпантин»
  • «Трусы»
  • «Жизнь удалась»
  • «Запертая дверь»
  • "Урожай"
  • «Легкое дыхание»
  • «Поле»
  • «Злая девушка»
  • «Хозяин кофейни»
  • «Солдат»
  • «Я свободен»
  • «Налетела грусть, боль незваная, вот она любовь, окаянная»
  • «Три дня в аду»
  • «Парки и сады»
  • «Карина и Дрон»
  • "Мы уже здесь"
  • "Чёрная коробка"

Известные постановки

  • 2009 — «Жизнь удалась». Театр.doc (реж. Михаил Угаров), Москва;
  • 2010 — «Запертая дверь». «ON.Театр» (реж. Дмитрий Волкострелов), Санкт-Петербург;
  • 2011 — «Солдат». Театр.doc (совм. с Театр Post, реж. Дмитрий Волкострелов), Москва.
  • 2011 — «Хозяин кофейни» Театр Post (реж. Дмитрий Волкострелов)
  • 2012 — «Я свободен» Театр Post (реж. Дмитрий Волкострелов)
  • 2013 — «Три дня в аду» Театр наций (реж. Дмитрий Волкострелов)
  • 2017 — «Производство бреда». Театр «18+» (реж. Е. Матвеев), Ростов-на-Дону.

Цитаты

Павел Пряжко смог изменить ход развития современной пьесы в России. Он повернул «новую драму» от драматургии темы к драматургии языка, к дискуссии вокруг строя современной пьесы. Он сделал форму текста и язык пьесы темами для обсуждения. До Пряжко «новая драма» цепляла, прежде всего, сюжетами, пограничными состояниями, путешествиями в миры, еще театром не освоенные: новая религиозность и психотропный мир, новая городская романтика и навыки сопротивления капитализму в России. Павел Пряжко, прежде всего, ставит формальные эксперименты на территории драматургического письма: он по сути переворачивает функцию ремарки, он задумывается над свойствами современного языка, редуцированного до узкого набора полуслов-обозначений-иероглифов, он играет с ритмом фразы, он намеренно использует примитивистские методы построения речи. Пряжко наблюдает за пароксизмами современного языка как бы стороны, как лаборант-наблюдатель: как исказили речевой аппарат современного подростка поп-культура и интернет-сознание, как отмирает функция языка в мире, лишенном потребности в «живой» коммуникации, какими многозначительными оказываются слова и какими сверхкороткими бывают предложениями в условиях нелитературной, некультурной речи, как меняющийся язык передает мучительную скованность и отуплённость насквозь материализованного сознания, лишенного метафоры и необходимости язык приукрашать, играть словами.

Руднев П. Новая драма № 10. Павел Пряжко. Закрытая дверь // Топос. — 2010, 22 июня.

Признание и награды

  • Спецприз жюри II Международного конкурса драматургов «Евразия—2004» (Екатеринбург) — за пьесу «Серпантин»;
  • Лауреат Международного фестиваля театрального творчества «Панорама—2004» (проект «on-line») — постановка пьесы «Подари мне билет?» (режиссёр Моника Добровлянска, Минск);
  • II премия и спецприз от «Гражданской инициативы» «Преодоление» на I Международном конкурсе современной драматургии «Свободный театр» (2005, Минск) — за пьесу «Вельветовые штаны»;
  • Гран-при фестиваля «Свободный театр» (2007);
  • Специальная премия жюри драматического театра национальной театральной премии «Золотая Маска» (2010) — спектакль «Жизнь удалась», Театр.doc и Центр драматургии и режиссуры, Москва.