Hongdu L-15
Hongdu L-15 — китайский учебно-боевой самолёт, разработанный компанией Hongdu при содействии ОКБ Яковлева.
Создан для замены морально устаревшего учебно-боевого самолёта Hongdu JL-8. Предназначен для подготовки китайских пилотов на новейших истребителях ВВС КНР: Су-30, Shenyang J-11 (копия Су-27), Shenyang J-15 (копия Су-33) и Chengdu J-10.
Принят на вооружение ВВС КНР в 2013 году под обозначением JL-10.
История создания и производства
Разработка сверхзвукового учебно-боевого самолёта L-15 была начата в начале 2000-х гг. совместно с российским ОКБ Яковлева и украинским ЗМКБ «Прогресс». Российское КБ предоставило техническую документацию на самолёт Як-130, а украинское — поставило двигатели ДВ-2 для испытания прототипов.
В 2004 году была впервые продемонстрирована модель L-15 на авиашоу в Чжухае.
В 2006 году опытный образец самолёта выполнил свой первый полёт.
В 2009 году Юрий Ехануров, Министр обороны Украины, объявил о намерении наладить совместное производство учебно-боевого самолёта L-15 с компанией Hongdu.
В 2010 году на авиасалоне Air Show China 2010 была представлена улучшенная версия L-15 Lift (Lead in fighter training), которая совершила свой первый полёт 20 октября 2010 года. Модернизированная версия получила украинские реактивные двигатели с форсажной камерой АИ-222-25Ф. Силовыми установками АИ-222-25 (без форсажной камеры) оснащаются российские Як-130. Благодаря модернизации маневренность L-15 улучшилась до уровня истребителей третьего поколения, а по скороподъёмности самолёт не уступает американскому F-16 и французскому Mirage 2000.
15 августа 2010 года Hongdu объявила, что разработка самолёта L-15 завершена.
В 2011 году компания Hongdu заказала 250 украинских двигателей АИ-222-25Ф для учебно-боевых самолётов L-15 с поставкой к 2015 году.
В 2013 году стало известно о долгосрочном контракте с «Мотор Сич» от 2001 года на поставку 1920 двигателей АИ-222-25Ф и ремонт 3840 единиц до 2041 года на общую сумму $5,7 млрд.
В 2015 году Украина предварительно договорилась с КНР о закупке для нужд Воздушных сил Украины Hongdu L-15. Главным условием сделки является локализация сборки боевых машин на Одесском авиационном заводе («Одесавиаремсервис»), мощности которого нарастят с помощью китайской стороны. Вместе с тем не сообщается о количестве закупаемых штурмовиков и стоимости контракта.
В 2017 году официальное издание Центрального комитета Коммунистической партии Китая газета «Жэньминь жибао» сообщила, что авиадвигатели для L-15 будут собирать в КНР.
Описание конструкции
На самолёте применяется четырёхкратно резервированная система дистанционного управления. Также реализована «стеклянная кабина»: имеется шесть многофункциональных цветных дисплеев (по три для каждого пилота).
В кабине пилота установлен коллиматорный индикатор. Размеры самолёта позволяют разместить современную БРЛС с АФАР.
Конструкция самолёта на 25 % выполнена из углеродных композиционных материалов, в том числе хвостовое оперение и закрылки. Предполагаемый срок эксплуатации — 10 000 летных часов или 30 лет.
Самолёт оснащается двумя украинскими турбореактивными двигателями АИ-222-25Ф с форсажной камерой и современным бортовым оборудованием, в том числе цифровой системой управления силовой установкой.
Лётно-технические характеристики
Источник данных:
- Экипаж: 1 или 2 человека
- Длина: 12,27 м
- Размах крыла: 9,48 м
- Высота: 4,81 м
- Масса пустого: 4960 кг
- Нормальная взлётная масса: 6500 кг
- Максимальная взлётная масса: 9500 кг
- Силовая установка: 2 × ТРДД АИ-222-25Ф
- Бесфорсажная тяга: 2 × 2500 кгс
- Форсажная тяга: 2 × 4200 кгс
- Максимальная скорость: 1479 км/ч (М=1,4)
- Боевой радиус: 550 км
- Перегоночная дальность: 3100 км
- Практический потолок: 16 500 м
- Скороподъёмность: 150 м/с
- Максимальная эксплуатационная перегрузка: +8/-3 g
- Боевая нагрузка: 3000 кг на 6 точках подвески (4 под крылом и по одной на законцовках)
- Управляемые ракеты: класса «воздух-воздух» ближнего боя
- Неуправляемые ракеты: блоки с неуправляемыми ракетами
- Бомбы: корректируемые и обычные бомбы
Сравнение с аналогами
Тендер нового УБС для ВВС КНР
Hongdu L-15 и Guizhou JL-9 участвовали в тендере на поставку учебно-боевых самолётов нового поколения для подготовки лётчиков ВВС КНР. Guizhou JL-9 создан на основе учебно-боевой модификации Chengdu J-7 (китайской копии МиГ-21).
По сравнению с L-15, JL-9 оснащён одним двигателем и в целом имеет более простую конструкцию и дешевле в производстве, однако не обладает существенными преимуществами перед учебно-боевой версией Chengdu J-7 и является, по сути, лишь улучшенной версией морально устаревшего самолёта прошлого поколения.
Экспорт
1 мая 2012 года Ян Липин, главный экономист компании Hongdu Aviation Industry Group, заявил про контракты на поставку L-15 в страны Латинской Америки и Африки. В 2012 году зарубежным заказчикам планировалось поставить не менее 12 L-15.
В конце 2014 года на Украине начали рассматривать возможность покупки или лицензионного производства китайских лёгких штурмовиков L-15. Однако (по состоянию на июль 2017 года) окончательное решение по этому поводу так и не принято.
На вооружении
- Китай — принят на вооружение ВВС КНР в 2013 году под обозначением JL-10
- Замбия — 6 L-15 по состоянию на 2017 год
- Венесуэла — 24 L-15 заказано в 2014 году