Бор (Нижегородская область)

15.12.2020


Бор — город (с 1938) в России, административный центр городского округа город Бор Нижегородской области.

География

Город расположен на левом берегу Волги, напротив города Нижнего Новгорода, с которым соединён совмещённым автомобильным и железнодорожным мостом (с 1965 г.) и пассажирской канатной дорогой (с февраля 2012 года).

В состав города включены посёлки городского типа Большое Пикино, Боталово, Неклюдово, Октябрьский, деревня Летнево и жилой массив Пичугино

Ближайшие города: Нижний Новгород, Семёнов, Балахна, Дзержинск, Городец, Кстово. Расстояние до Москвы — около 450 км.

Название

По одной из версий название «Бор» пошло от хвойных лесов, которые начинались севернее Нижнего Новгорода и являлись южной оконечностью южной тайги, начинающейся в Нижегородской области.

Среди местного населения принято говорить «на Бору», а не «в Бору» или «в Боре».

История

Исторические материалы свидетельствуют, что в древности по берегам притока Волги — реки Везломы — обитали финно-угорские племена (в частности, мещера). Прародинами Бора считаются слободки Везломская, Копытовская и Никольская. Образованная у начала заволжской торговой дороги жителями Везломской и Копытовской слободок, слободка Никольско-Боровская (или просто Боровская) была преобразована в крупное село Бор в XIV веке.

Жители слободок и села Бор активно занимались ремёслами (плотницкое и столярное дело) и охотой. Во все времена жители Бора занимались извозом. Борский перевоз выполнял функцию «главных ворот» Нижнего Новгорода в Заволжье и обратно.

Интенсивное заселение и развитие Бора и территории будущего Борского района происходило в начале XVII века. Во второй половине XIX века промышленное развитие Нижнего Новгорода не обошло стороной и Борскую слободу: в ней укрепляется судостроительный промысел, строятся каменные дома и церкви, а сосновые леса ниже по течению Волги (Моховые горы) становятся популярным местом дачного отдыха. В 1887 году население Бора составляло более 1400 жителей. В селе одна школа и больница, действовало несколько торговых лавок, мельница и железоразделочный завод. На окраинах села Бор работало порядка 20 кузниц. В центре располагалась Базарная площадь. Здесь постоянно велась торговля и два раза в год устраивались большие ярмарки.

В Нижнем Новгороде во второй половине XIX века активно развивалось пароходство, что в том числе способствовало и развитию перевозного промысла в Бору. Бор в то время представлял собой крупное торговое село, где также были широко представлены валяльный и кузнечный промыслы.

Вид на город Бор со стороны Сенной площади Нижнего Новгорода (в месте будущей канатной дороги). Фото 2007 года

С приходом к власти советов, в течение первых пятилеток в Борском районе была создана новая мощная промышленная база, а село становится рабочим посёлком. В 1923 году был основан завод «Красная Рамень», занимавшийся производством цепей и ставший впоследствии одним из основных поставщиков своей продукции для всей страны. В 1927 году вступила в эксплуатацию железнодорожная линия Н.Новгород-Котельнич, связавшая Нижегородский промышленный район с Уралом и Сибирью, а также востоком и севером России. Развивались и другие области промышленности — судоремонтная, торфообразующая, лесозаготовочная. В 1934 году был запущен механизированный стекольный завод для нужд тяжёлой промышленности.

27 ноября 1938 года рабочий посёлок Бор был преобразован в город. 14 сентября 1942 года Бор получил статус города областного подчинения.

В прошлом Бор стоял непосредственно на берегу Волги. Сейчас, после заполнения Чебоксарского водохранилища и изменения русла, он отстоит от реки примерно на километр и примыкает к огромной пойме, прекрасно видимой от Нижегородского Кремля (с высокого берега Волги). В 2004—2005 годах в состав города включены окружающие посёлки, деревня Летнево и жилой массив Пичугино.

В 2011—2015 года в Бору активно развивается коттеджное строительство в районе Боталово, в рамках реализации социальных программ по предоставлению жилья.

Открытие в 2012 году канатной дороги отражает стремление властей Нижнего Новгорода укрепить связь со своим спутником. В конце 2013 года стало известно, что по планам развития города-спутника к 2030 году город Бор станет частью Нижнего Новгорода. В 2017 году был открыт Второй Борский мост, который соединяет Нижний Новгород и Бор, максимальная загрузка моста составляет 105 000 автомобилей в сутки, что позволило частично разгрузить трассу Р-159 «Нижний Новгород — Шахунья — Киров», однако полностью проблема транспортных заторов на участке Нижний Новгород — Неклюдово до сих пор не решена. В 2018 году был проведён Чемпионат мира по футболу 2018, и город Бор был выбран базовым лагерем сборной Уругвая.

Население

На 1 января 2019 года по численности населения город находился на 213-м месте из 1115 городов Российской Федерации.

Резкий рост численности населения в 2005 году — результат присоединения посёлков городского типа Неклюдово, Октябрьский и Большое Пикино. Город Бор входит в состав Нижегородской агломерации, насчитывающей 2020 тыс. чел. (5-е место в России). По оценке администрации городского округа, порядка 25—30 процентов населения Бора работают в Нижнем Новгороде.

Транспорт

Через территорию города проходит трасса P159 Нижний Новгород — Киров. Основные транспортные потоки направлены в город Нижний Новгород через Борский мост.

В городе расположены железнодорожные станции Толоконцево, Моховые горы и Стеклозаводец (грузовая) и пассажирские платформы Неклюдово, Дружба, Военный городок и Спортивная.

По маршруту Моховые горы — Московский вокзал (Нижний Новгород) ежедневно курсирует электропоезд, особенно популярный среди горожан в летнее время в связи с многочисленными пробками на Борском мосту. На станции Толоконцево останавливаются все электрички Ветлужского направления, за исключением электропоездов, следующих в Урень, Шахунью и Киров.

До 2013 года в летнее время от пассажирской пристани до речного вокзала Нижнего Новгорода курсировал пассажирский теплоход «ОМ». От причала на противоположный берег с 2006 года курсируют паромы.

С 2008 года действует пассажирская регулярная речная переправа Нижний Новгород — Бор. С одного берега Волги на другой пассажиров доставляют суда на воздушной подушке компании Логопром — Борский перевоз. Время в пути через реку составляет примерно 5 минут. Постепенно угасло с началом работы канатной дороги.

Автобусные пассажирские перевозки обслуживают Борское пассажирское автотранспортное предприятие (МУП «Борское ПАП», обслуживает 13 маршрутов) и частные предприниматели (обслуживают 8 маршрутов).

C 2012 года действует Нижегородская канатная дорога, обеспечивающая пассажирские перевозки между Бором и Нижним Новгородом в дополнение к существующим автомобильным и железнодорожным маршрутам, а также речной переправе.

В 2017 году открыт дублер Борского моста. Таким образом теперь Нижний Новгород и Бор соединяют три моста (железнодорожный, совмещенный железнодорожно-автомобильный с движением в две полосы в Нижний Новгород и новый автомобильный с движением в две полосы из Нижнего Новгорода).

Экономика

Объём отгруженных товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по обрабатывающим производствам за 2010 год 18,22 млрд рублей.

Ограниченность природных ресурсов, наличие транспортных путей (таких, как Волжская магистраль и железнодорожное сообщение с Сибирью, Уралом и восточными регионами страны), благоприятные климатические условия, наличие профессиональных трудовых ресурсов определили хозяйственную структуру Бора. Ведущее положение в ней занимает промышленность, которая представлена предприятиями чёрной металлургии, машиностроения и металлообработки, торфяной, лесной и деревообрабатывающей, лёгкой, пищевой промышленности, а также предприятиями промышленности строительных материалов.

В структуре реального сектора экономики города Бора по итогам 2007 года основную долю занимает промышленность — 91,9 %.

В промышленности города на 01.01.2008 года действует 133 организации, из них крупных и средних — 34, малых — 99. В этой отрасли экономики занято 12 тыс. человек, на её долю приходится 90 % налоговых доходов, собираемых на территории в консолидированный бюджет области.

В отрасли промышленного производства города Бора наибольшие объёмы отгруженной продукции имеют:

  • AGC Борский стекольный завод (47,2 % в общем объёме производства района),
  • Борский трубный завод — 15,4 %,
  • Предприятие «Юроп Фудс» ГБ — 8,0 %,
  • Предприятие «Берикап» — 4,2 %,
  • Предприятие «Посуда» — 4,2 %,
  • Предприятие «Тубор» — 4,1 %,
  • Предприятие «Тросифоль» — 2,7 %,
  • Борский силикатный завод — 2,6 %,
  • Борская войлочная фабрика — 1,6 %,
  • Завод «Нижегородский теплоход» — 1,5 %,
  • Предприятие «Лесотарасервис» — 1,3 %.

В целом по городу по итогам 2007 года производство основных видов промышленных товаров выглядит следующим образом:

  • триплекс — 1282,7 тыс. кв. м,
  • стекло полированное — 26175,7 тыс. кв. м,
  • сталинит — 3168,8 тыс. кв. м,
  • трубы электросварные 40128 тыс. м,
  • пищевые концентраты — 8292 т.,
  • пробка пластиковая — 5616,6 т.,
  • аккумуляторы — 916,99 тыс. шт.,
  • стеклопосуда — 61409 тыс. шт.,
  • кирпич силикатный — 105,4 млн шт.,
  • плёнка ПВБ — 2339,3 тыс. кв. м,
  • шерсть — 1414 т.,
  • валяная обувь — 337,4 тыс. пар.,
  • хлеб и хлебобулочные изделия — 6078 т.

Внешнеэкономическую деятельность осуществляют: AGC Борский стекольный завод, Борский трубный завод, завод «Нижегородский теплоход». В 2008 году объём экспорта товаров предприятий городского округа город Бора составил 632,9 млн руб., темп роста к 2007 году 120,8 %.

Достопримечательности

В 100 метрах от станции Борская канатной дороги расположен парк исторической реконструкции «Pax Romana — парк живой истории». Парк представляет собой собирательный образ участка римского пограничья на рубеже I—II веков н. э., с военным лагерем и небольшого города, развившегося из маркитантского поселка при лагере.

СМИ

В городе есть БИА (Борское Информационное Агентство), которое осуществляет ТВ- и радиовещание, выпуск газеты)

Радио:

  • «Левый берег»

Телевидение:

  • Бор-ТВ (сетевой партнёр — Ю)

Газеты:

  • «Бор сегодня»
  • «Борская правда»
  • «Бор — ИНФО+ТВ»

Образование

Средние профессиональные заведения

  • Борский Губернский колледж (ГБПОУ «БГК»)
  • Нижегородский областной колледж культуры

ВУЗы

  • Филиал Нижегородского государственного университета им. Лобачевского

Школы

Муниципальные

  • Средняя школа № 1
  • Средняя школа № 2
  • Средняя школа № 3
  • Средняя школа № 4
  • Основная школа № 5
  • Средняя школа № 6
  • Средняя школа № 8
  • Лицей
  • Средняя школа № 10
  • Средняя школа № 11
  • Средняя школа № 12
  • Начальная школа № 17
  • Основная школа № 20
  • Средняя школа № 22
  • Октябрьская средняя школа
  • Большепикинская основная школа
Частные
  • Православная гимназия во имя святого благоверного князя Димитрия Донского

Религиозная жизнь

В городе представлены несколько христианских направлений и ислам. Действуют 2 мечети, 4 православные церкви и один молитвенный дом, а также одна старообрядческая церковь:

  • Николо-Знаменская и Сергиевская церкви,
  • Никольский молитвенный дом,
  • Церковь Успения Божией Матери,
  • Покровская церковь,
  • Старообрядческая церковь в честь свт. Тихона Амафунтского

Также существуют общины таких христианских течений как адвентисты, баптисты (МСЦ ЕХБ), пятидесятники, харизматы.

Действует зарегистрированная общественная организация мусульман города Бор, которая носит название «Ихсан».

Кустарные промыслы в фотографиях конца XIX века

Взяты из издания: Нижегородская губерния по исследованиям губернского земства. Выпуск II: М. А. Плотников. Кустарные промыслы Нижегородской губернии. — СПб., 1896.


Города-побратимы

  • Белоруссия: Молодечно