Морли, Малкольм



Малкольм Морли (англ. Malcolm A. Morley; 7 июня 1931, Лондон, Великобритания — 1 июня 2018, Нью-Йорк, США) — британо-американский художник. Известен как представитель фотореализма и экспрессионизма и основатель нескольких новых стилей живописи.

Биография

Морли родился в северном Лондоне. Детство будущего художника было омрачено Второй мировой войной: в его дом попала бомба, и семья некоторое время оставалась без крыши над головой. Морли вспоминал, что собрал из бальсы модель HMS Nelson и поставил её на подоконник — немецкая бомба разрушила её вместе с домом. Морли подавлял эти воспоминания, пока она не открыл их 30 лет спустя во время сеанса психоанализа.

Будучи подростком, Морли был приговорен к трём годам заключения за кражи. Находясь в тюрьме Уормвуд-Скрабс, он прочел роман Ирвинга Стоуна «Жажда жизни», основанный на биографии Винсента Ван Гога, и поступил на заочный художественный курс. Досрочно освободившись через два года за хорошее поведение, Морли присоединился к колонии художников в Сент-Айвсе, графство Корнуолл, затем продолжил художественное образование в Школе искусств Камберуэлла и Королевском колледже искусств (1955—1957), где его сокурсниками были Питер Блейк и Франк Ауэрбах. В 1956 году он посетил выставку «Современное искусство Соединенных Штатов: избранные работы из коллекции Музея современного искусства» в галерее Тейт и начал создавать картины в стиле абстрактного экспрессионизма. Однако позднее он так оценил свои возможности: «Мне бы хотелось быть Поллоком, но я не хотел быть после Поллока».

В 1957 году Морли побывал в Нью-Йорк, который в то время был крупным центром западного искусства. На следующий год он переехал туда на постоянное место жительства. Среди его знакомых были такие художники как Барнетт Ньюман, Сай Твомбли, Рой Лихтенштейн и Энди Уорхол. В 1964 году в галерее Корнбли состоялась первая персональная выставка Морли, организованная в том числе по настоянию арт-дилера Ивана Карпа, который имел репутацию открывателя талантов и работал на легендарного арт-дилера Лео Кастелли.

В середине 1960-х годов Морли короткое время преподавал в Университете штата Огайо, а затем вернулся в Нью-Йорк, где с 1967 по 1969 год работал в Школе визуальных искусств, а затем с 1970 по 1974 год — в Университете Стоуни-Брук.

Персональные выставки Морли проходили в Clocktower Gallery, Институте искусства и городских ресурсов (1976), галерее Нэнси Хоффман (1979) и галерее Стефанотти (1979). В 1972 и 1977 годах он также принял участие в крупной международной выставке Documenta в Касселе, а в 1985 — в старейшей американской выставке современного искусства Carnegie International.

Галерея «Уайтчепел» в Лондоне организовала крупную ретроспективную выставку работ Морли в 1983 году, в результате он стал обладателем только что учреждённой премии Тёрнера 1984 года, присуждаемой галереей Тейт.

В 1984 году Морли купил заброшенную методистскую церковь в Беллпорте, на Лонг-Айленде, штат Нью-Йорк, которая стала его домом до конца жизни. В начале 1980-х он состоял в браке с бразильской художницей Марсией Гростейн, которая в течение короткого и напряженного периода отношений оказала значительное влияние на работы Морли, особенно на его известные акварельные сцены на пляже. В 1990 году Морли получил американское гражданство. Его работы выставлялись в таких местах, как галерея Тейт-Ливерпуль (1991), Государственный музей современного искусства и Центр Жоржа Помпиду в Париже (1993); Fundación La Caixa в Мадриде (1995 год), галерея Хейворда в Лондоне (2001), Музей Эшмола в Оксфорде (2013—2014).

Малкольм Морли скончался 1 июня 2018 года в Беллпорте, штат Нью-Йорк, где жил с Лидой Морли, его женой с 1986 года.

Творчество

Ранние работы Морли, выполненные в Англии после окончания художественной школы, выдержаны в традиционным, натуралистическом стиле живописи. Как пишет искусствовед Роберт Сторр, работы были компромиссом между натурализмом старой школы, и искусством, современность которого заключалась в изображении узнаваемых предметов повседневности.

После переезда в Нью-Йорк в начале 1960-х годов Морли обратился к абстрактной живописи и создал в этом стиле несколько картин, состоящих только из горизонтальных полос с неопределенными намеками на морские темы либо в изображении, либо в названиях произведений.

После встречи с Энди Уорхолом и Роем Лихтенштейном художник переключился на фотореализм (сам Морли предпочитал название «суперреализм»). Для переноса фотографических изображений на холст Морли использовал сетку, увидев как эту технику использовал Ричард Арчвагер. Предметами картин часто становились корабли. Фотореалистичные произведения принесли художнику славу одного из лучших представителей направления наряду с Герхардом Рихтером, Ричардом Артшвагером и Вией Целминьш.

Увидев одну из картин с изображением океанского лайнера, Артшвагер предложил Морли посетить Пирс 57 и нарисовать несколько кораблей с натуры. «Я спустился на пирс 57, взял холст и попытался сделать картину с натуры, — рассказывал Морли, — но было невозможно объять панораму одним взглядом: один конец тут, другой — там, невозможно смотреть на 360 градусов. Я испытывал отвращение — и взял открытку этого круизного судна под названием Queen of Bermuda». Художник продолжал переносить на холст изображения из туристических брошюр, календарей, со старых картины на холст в течение нескольких лет. Особенностью работ Морли, отличавшей их от произведений других фотореалистов, было то, что он рисовал не изображение с фотографии, а саму печатную репродукцию, в том числе открытки, иногда даже включая в картину белую рамку вокруг фотографии или логотип компании на странице календаря. Выбор столь безыскусных прототипов был отчасти обусловлен желанием найти образы поп-культуры, которые другие художники, такие как Уорхол и Лихтенштейн, еще не использовали: «Я хотел найти иконографию, не запятнанную искусством». Подобный подход обеспечил Морли быстрый успех.

В 1970-е годы произведения Морли стали более экспрессионистскими, кисть небрежной, в качестве творческих методов были освоены коллаж и перформанс, как, например, в работе 1972 году, когда его пригласили в Университет штата Нью-Йорка в Потсдаме написать в присутствии зрителей свой вариант «Афинской школы» Рафаэля. Морли рисовал в костюме Пифагора, который был среди персонажей картины. Когда Морли понял, что один из рядов нарисован со смещением, он не стал исправлять ошибку. Один из кураторов посчитал, что эта работа является примером того, как метод репродукции с помощью перестает быть техникой точного копирования и становится «непроверенной возможностью современной живописи и живописного конструирования».

Картины Морли часто основывались на разнообразных источниках, смешиваемых в творческом процессе. Например, картина «День саранчи» (The Day of the Locust, 1977) получила название по одноимённому роману Натанаэля Веста. Одна из сцен заимствована из начала книги, а другие взяты из фильмов Льюиса Аллена 1954 года «Неожиданный» и Сергея Эйзенштейна 1925 года «Броненосец Потемкин». На картине изображена обложка телефонной книги Лос-Анджелеса, на которую наложено множество изображений, частично взятых из более ранних работах (круизные лайнеры, самолеты), частично на раскрашенных моделях, которые появлялись в картинах Морли в поздний период карьеры. «Я не люблю называть их игрушками, — говорил художник. — Мне нравится называть их моделями. В так называемых „игрушках“ проявляется бессознательное общества. Игрушки представляют собой архетип человеческой фигуры».

В работах 1980-х годов Морли обратился к новым темам, включая мифологию и античность. Сюда входят «Эгейское преступление» (Aegean Crime, 1987) и «Черная радуга над Эдипом в Фивах» (1988), а также картины с минойскими персонажами. Поездка по Соединенным Штатам обогатило коллекцию образов художника индейскими куклами качина и другими культурными мотивами коренных американцев. Коммерческий успех позволил Морли много путешествовать, что давало новые впечатления и источники вдохновения. Он часто позволял себе небрежность в обращении с краской, оставляя на законченной работе капли и брызги. Подобные экспрессионистские проявления и темы, сходные с произведениями Джулиана Шнабеля, Эрика Фишля, Георга Базелица и Ансельма Кифера привели к тому, что кураторы выделили эту группу художников вместе с Морли в неоэкспрессионизм, хотя сам Морли не любил этот ярлык.

В 1990-х годах Морли вернулся к своей ранней теме и снова начал изображать большие морские суда, часто с добавлением самолетов-истребителей, которые клеил из бумаги, раскрашивал акварелью, а затем прикреплял к холсту. Например, на картине «Полёт Икара» (Icarus’s Flight, 1997), самолёт выступает от поверхности холста примерно на 1,3 м. Художник также обратился к чистой скульптуре, создав в этом жанре одну работу — Port Clyde (1990), представляющую собой лодку на подоконнике, как воспоминание об утраченной в детстве модели HMS Nelson.

Современная фотожурналистика стала темой картин 2000-х годов, особое внимание уделялось мотоциклетным и автомобильным гонкам, американскому футболу, лыжам, плаванию и скачкам. Морли также вернулся к «катастрофам», которые изображал на ранних картинах — на этот раз это были автокатастрофы, включая аварию, в которой погиб Дейл Эрнхардт, последствия войны в Афганистане и разрушение здания в Бруклине. В последнее десятилетие своей жизни Морли продолжал изображать истребители начала и середины XX века, а также пилотов, которые управляли ими во время Первой и Второй мировых войн, включая легендарного Красного Барона — Манфреда фон Рихтгофена. Другой темой работ стала английская история XVIII века, в рамках которой появились картины с военными деятелями: герцогом Веллингтон и Горацио Нельсоном.

Избранные произведения

  • Cristoforo Colombo, 1966, Hall Foundation
  • Family Portrait, 1968, Детройтский институт искусств
  • Coronation and Beach Scene , 1968, Музей и сад скульптур Хиршхорн
  • Vermeer, Portrait of the Artist in His Studio, 1968, The Broad
  • Age of Catastrophe, 1976, The Broad
  • «День Саранчи», 1977, Музей современного искусства
  • French Legionnaires Being Eaten by a Lion, 1984, Музей современного искусства
  • Kristen and Erin, 1985, The Broad
  • «Черная радуга над Эдипом в Фивах», 1988, Музей и сад скульптур Хиршхорн
  • Man Overboard, 1994, Hall Foundation
  • Mariner, 1998, галерея Тейт
  • Painter’s Floor, 1999, Albright Knox Art Gallery
  • Theory of Catastrophe, 2004, Hall Foundation
  • Medieval Divided Self, 2016, Hall Foundation

Избранные награды и премии

  • 1984 — Приз Тёрнера
  • 1992 — премия в области живописи Скоуганской школы живописи и ваяния
  • 2009 — Член Американской академия искусств и наук
  • 2011 — Член Американской академии художеств и литературы
  • 2015 — Премия Фрэнсиса Гринбургера