Якуты

15.12.2020


Якуты (самоназвание — саха, мн. ч. сахалар) — тюркский народ, коренное население Якутии. Якутский язык принадлежит к тюркской группе языков. По результатам Всероссийской переписи населения 2010 года в России проживало 478,1 тысячи якутов, главным образом, в Якутии (466,5 тысячи), а также в Иркутской, Магаданской областях, Хабаровском и Красноярском краях. Якуты являются наиболее многочисленным (49,9 % населения) народом в Якутии и самым крупным из коренных народов Сибири в границах РФ.

Самоназвание

Самоназвание также саха, мн. сахалар. Существует также старинное самоназвание уранхай (также пишется ураанхай, ураангхай; якут. урааҥхай), ныне используемое в песнях, торжественной речи и Олонхо. Распространение самоназвания ураангхай, созвучного с этнонимом урянхай, возможно, объясняется фольклорными взаимосвязями тюркских и монгольских народов.

История и происхождение

Согласно распространённой гипотезе, предками современных якутов является кочевое племя курыканов, хуннского происхождения, жившее до XIV века в Забайкалье. В свою очередь, курыканы пришли в район озера Байкал с реки Енисей из Красноярско-Минусинского региона.

Большинство учёных полагает, что в к XV веку якуты несколькими волнами мигрировали из области озера Байкал в бассейн Лены, Алдана и Вилюя, где они частично ассимилировали, а частично вытеснили эвенков (тунгусов) и юкагиров (одулов), живших здесь ранее. Якуты традиционно занимались скотоводством (якутская корова), получив уникальный опыт разведения крупного рогатого скота в условиях резко континентального климата в северных широтах, коневодством (якутская лошадь), рыбной ловлей, охотой, развивали торговлю, кузнечное и военное дело.

Согласно якутским легендам, предки якутов сплавлялись вниз по Лене на плотах со скотом, домашним скарбом и людьми, пока не обнаружили долину Туймаада — пригодную для разведения крупного рогатого скота. Сейчас на этом месте находится современный Якутск. Согласно тем же легендам возглавляли прародителей якутов два предводителя Эллэй Боотур и Омогой Баай.

По археологическим и этнографическим данным, якуты сформировались в результате поглощения южными тюркоязычными переселенцами местных племен среднего течения Лены. Предполагают, что последняя волна южных предков якутов проникла на Среднюю Лену в XIV—XV веках. В расовом отношении якуты принадлежат к центральноазиатскому антропологическому типу североазиатской расы. По сравнению с другими тюркоязычными народами Сибири, они характеризуются наиболее сильным проявлением монголоидного комплекса, окончательное оформление которого происходило в середине второго тысячелетия нашей эры уже на Лене.

Около 94 % якутов генетически относятся к Y-хромосомной гаплогруппе N1a1-Tat (субклад N1a1a1a1a4-M2019>N-M1993). Общий предок всех якутских N1a1 жил 1300 лет назад. Также имеют определённое распространение Y-хромосомные гаплогруппы R1a и C. Исследовав 58 мумифицированных останков из захоронений якутов (от XV до XIX века), учёные выявили Y-хромосомную гаплогруппу N1a1-Tat у 8 из 13 образцов (61 %). Также были выявлены высокие частоты митохондриальных гаплогрупп C и D. Из 21 образца древней якутской популяции (XVII—XIX вв.) 17 принадлежали к Y-хромосомной гаплогруппе N1a1-M46, 1 — к Y-хромосомной гаплогруппе N1a2-CTS6380, 1 — к Y-хромосомной гаплогруппе C2-M217, 1 — к Y-хромосомной гаплогруппе C2b1a1b1-F3985. 1 образец не был надежно аффилирован.

Предполагается, что некоторые группы якутов, например, оленеводы северо-запада, возникли сравнительно недавно в результате смешения отдельных групп эвенков с якутами, выходцами из центральных районов Якутии. В процессе переселения в Восточную Сибирь, якуты освоили бассейны северных рек Анабара, Оленька, Яны, Индигирки и Колымы. Якуты модифицировали оленеводство тунгусов, создали тунгусо-якутский тип упряжного оленеводства.

Сосуществование кочевников-якутов с другими народами не всегда носило мирный характер: так, легендарный хангаласский тойон XVI века Баджей был убит восставшими против него эвенками (тунгусами). Его знаменитый внук тойон Тыгын небезуспешно пытался объединить якутские племена в 1620-х годах, однако, в конечном итоге, вынужден был подчиниться русским.

Некоторые историки считают, что объединительная деятельность Тыгына Дархана была вызвана переходом якутских племен к раннеклассовому обществу и возникшими тогда предпосылками к появлению у них протогосударства. Другие обращают внимание на слишком жёсткие методы в его политике, которые не приводили к подчинению других родов, а напротив — отталкивали даже некоторых сподвижников, способствуя децентрализации.

Включение якутов в состав Русского государства в 1620—1630-е годы ускорило их социально-экономическое и культурное развитие. В XVII—XIX веках главным занятием якутов было скотоводство (разведение рогатого скота и лошадей), со второй половины XIX века значительная часть стала заниматься земледелием; охота и рыболовство играли подсобную роль. Основным типом жилища был бревенчатый балаган, летним — разборная ураса. Одежду шили из шкур и меха. Во второй половине XVIII века большая часть якутов была обращена в христианство, однако сохранялись и традиционные верования.

Под русским влиянием среди якутов распространилась христианская ономастика, почти полностью вытеснив дохристианские якутские имена. В настоящее время, якуты носят как имена греческого и латинского происхождения (христианские), так и якутские имена.

Культура и быт

В традиционном хозяйстве и материальной культуре якутов много черт, сходных с культурой скотоводов Центральной Азии. На Средней Лене сложилась модель хозяйства якутов, сочетающая скотоводство и экстенсивные виды промыслов (рыболовство и охота) и их материальная культура, адаптированная к климату Восточной Сибири. В частности можно отметить уникальные породы якутских коров и якутских лошадей отлично приспособленных к жизни в суровых климатических условиях. На севере Якутии также распространён самобытный тип упряжного оленеводства.

Жилищем являлся бревенчатый балаган (якут. балаҕан; якутская юрта) и ураса (якут. ураhа), покрытая берестой. С XX в. якуты стали строить избы.

В древности коренные народы севера Якутии (в том числе и якуты) вывели породу собак, которая получила название «Якутская лайка». Также распространена придворовая порода крупных якутских собак, отличающихся своей неприхотливостью.

Передаваемый из поколение в поколение сказителями древний эпос Олонхо (якут. Олоҥхо) включён в список Всемирного нематериального наследия ЮНЕСКО.

Народные певцы якутов использовали горловое пение.

Из музыкальных инструментов наиболее известен хомус — якутский вариант варгана и струнно-смычковый инструмент кылыһах (кырыымпа). Самобытным культурным феноменом является т. н. якутский нож.

Религия

Якутка в традиционном облачении

До прихода русских среди якутов было распространено тенгрианство. Якуты считали себя детьми бога Тенгри (Таҥара). В тенгрианстве есть три мира: верхний, серединный и нижний миры, которые соединены гигантским деревом Аал Луук Мас. В верхнем мире живут айыы (ангелы), в серединном — люди, в нижнем — абасы (демоны). Обязательный обряд — благословение айыы и (в прошлом) тенгри, при торжественных случаях или по прибытии в новое (незнакомое) место. Почитаются священные места, горы, деревья, реки. Благословения (алгыс) являются для якутов своего рода молитвой, где обычно просится защита, покровительство и удача у айыы и (в прошлом) у Тенгри.

Якуты каждый год празднуют «Ысыах», день воспевания бога Тенгри (в прошлом). Ысыах праздновали в день летнего солнцестояния, 21 июня (в прошлом, сейчас празднуют в удобное время во второй половине июня), когда проходит обряд встречи солнца. Солнце для якутов отождествлялось с оком Тенгри, а сам Тенгри — с небом или космосом. А своей матерью-кормилицей якуты считали землю, и также одабривали её алгысами и преподношениями (в наше время преимущественно оладьями).

Также якуты верят, что у каждого человека есть душа (кут). По представлениям якутов кут состоит из 3-х частей: Ийэ-кут (материнская душа) — то что передается от родителей. Буор-кут (земляная душа) — материальная часть, физическое тело. Салгын-кут (воздушная душа) — интеллект, разум.

В прошлом у якутов существовал также Обряд воздушного погребения.

Новая традиционная якутская религия Айыы, в которой сохранилось большинство обрядов и традиций, унаследовавшихся от тенгрианства (за исключением бога Тенгри, Тенгри сегодня у якутов преимущественно не почитается), официально зарегистрирована в управлении министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) 10 января 2012 года в управлении министерства юстиции РФ по РС(Я). На сегодняшний день большинство якутов являются приверженцами Айыы, но есть и те, кто почитает религию предков тенгрианство.

В XVIII веке произошла массовая христианизация коренных жителей Ленского края — не только якутов, но и эвенков, эвенов, юкагиров, чукчей, долган. С деятельностью православного духовенства связаны развитие народного образования и просвещения народов Якутии, появление литературы на национальных языках, углубление процессов межэтнических взаимодействий.

Расселение

По результатам переписи 2010 в России проживало 478 тысяч якутов, в конце 2014 года их численность превысила 500 тысяч. Являются наиболее многочисленным народом в Якутии. Часть якутов проживает в Казахстане — 415 (2009), на Украине — 304 (2001), в Белоруссии — 52 (2009), Киргизии — 35 (2009), Латвии — 28 (2011), Эстонии — 15 (2011) и других странах бывшего СССР.

Сахаляры

Сахаляр (якут. бааhынай) — метис, потомок от смешанного брака якута/якутки и представителя/представительницы европеоидной расы (русских и др.). Слово не следует путать с сахалар — множественным числом от самоназвания якутов, саха.

Якуты в филателии

В 1933 году в СССР была выпущена этнографическая серия почтовых марок «Народы СССР». Среди них была марка, посвящённая якутам.