Москва-Каланчёвская

16.12.2020


Москва-Каланчёвская (старое название - Москва-Техническая-Курская) — железнодорожная станция Алексеевской соединительной линии Московской железной дороги в Москве. Входит в Московско-Курский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-1 Московской дирекции управления движением. По основному характеру работы является пассажирской технической, по объёму работы — внеклассной. Входит в состав линии МЦД-2 Московских центральных диаметров.

Станция простирается от Крестовского путепровода на северо-западе (граница со станцией Москва-Рижская) до путепровода через Комсомольскую площадь на юго-востоке (далее перегон к станции Москва-Пассажирская-Курская). В границах станции три остановочных пункта / платформы:

  • одноимённая Каланчёвская в юго-восточной горловине
  • Ржевская в северо-западной горловине
  • Правительственный вокзал — парк «Б»

Пассажирская платформа Каланчёвская расположена в пешеходной доступности от трёх вокзалов (Ярославского, Ленинградского и Казанского) и станции метро «Комсомольская». На ней останавливаются электропоезда Курского, Рижского направлений МЖД. Ранее, до 21 ноября 2019 года существовало движение с Курского на Смоленское направление, но оно было приостановлено. После запуска линии МЦД-4 вероятно восстановление транзитного движения электропоездов со Смоленского направления через станцию Каланчёвская, но уже на Горьковское направление, а не на Курское.

В парке «Б» железнодорожной станции (Индустриальный переулок, дом 9) находится так называемый Правительственный вокзал, откуда отправлялись литерные поезда с руководителями государства.

История

Современный вид Императорского железнодорожного павильона

Станция была введена в эксплуатацию в 1865 году.

В 1896 году на месте у нынешней платформы Каланчёвская было построено здание Императорского железнодорожного павильона для предполагавшегося приёма коронационного поезда Николая II.

До 1990-х годов на Каланчёвской существовала ещё одна островная платформа, а также надземный пешеходный переход между платформами. Переход разобран на рубеже 1970-х — 1980-х, платформа некоторое время не использовалась, позже разобрана и она.

В первой половине 2010-х годов рассматривался проект строительства Каланчёвского вокзала на месте платформы. С 2019 года платформа Каланчёвская включена в структуру МЦД, что требует увеличения пропускной способности железнодорожной ветки. С этой целью начата реконструкция Каланчёвского путепровода с устройством дополнительных железнодорожных путей.

Обслуживаемые направления

Беспересадочное пригородное сообщение осуществляется:

  • На северо-запад — Рижское направление:
    • в направлении из Москвы-Каланчёвской до станции Волоколамск, экспрессы до Шаховской
    • в направлении в Москву-Каланчёвскую от станции Румянцево, экспрессы из Шаховской
  • На юг — Курское направление: до/от станции Тула (Московский вокзал), экспрессы до/от Серпухова

Описание

Платформа Каланчёвская состоит из двух боковых платформ. На платформах установлены турникеты для прохода пассажиров. Переход между платформами возможен только по настилу через пути к северу от платформы. Платформы и пути вблизи них расположены на насыпи параллельно Каланчёвской улице. Северная часть платформ изогнута.

Выходы на улицы Каланчёвская, Большая Спасская, Краснопрудная; к Грохольскому переулку, Комсомольской площади.

На территории станции также расположены «Вагонный участок центрального направления», депо Московской железной дороги ТЧЭ-1 «Москва-Курская», вагонный участок Москва-Каланчёвская (ЛВЧ-1). Главные пути станции огибают все парки: на Москву-Рижскую с северо-востока, на Москву-Курскую с юго-запада.

Станция находится в подчинении Начальника станции Москва-Каланчёвская Московской Дирекции управления движением. На территории станции в вагонном участке Москва-Каланчёвская (ЛВЧ-1) занимаются подготовкой поездов дальнего следования к рейсу на южное направление, производят подготовку составов как поездов дальнего следования московского формирования (принадлежности), так и поездов, прибывших с юга. Кроме того, работники ЛВЧ-1 пополняют продуктами вагоны-рестораны, пассажирские вагоны пополняются углем, водой, постельными принадлежностями. Работает большой коллектив различных служб по подготовке и ремонту вагонов. Производится смена локомотивов.

Наземный общественный транспорт

На этой станции можно пересесть на следующие маршруты городского пассажирского транспорта:

  • Автобусы: 40, 122, А, т14, т41, н3
  • Троллейбусы: Т
  • Трамваи: 7, 13, 37, 50