Купонные распродажи
Купонные распродажи — направление в интернет-маркетинге, обеспечивающее для клиентов возможность получения значительных скидок на товары и услуги, а для заведений значительное расширение клиентской базы за счет предоставления больших скидок определенному минимальному числу клиентов, совершающих покупку единовременно. Функцию связного звена между продавцом и клиентом («купонщиком») на рынке коллективных покупок берут на себя купонные сайты, или сайты скидок, которые мотивируют поставщика услуг к предоставлению большой скидки и информируют потенциальных клиентов об акции на своих веб-страницах. В инструментарий купонных сайтов обычно включается система фильтрации предлагаемых акций по городам и категориям, упрощающая пользователю навигацию. Залог успеха купонного сайта — это формирование широкого круга лояльных клиентов, которые, подписавшись на рассылку сайта, совершают покупки постоянно.
Виды купонных распродаж
Существуют следующие виды купонов:
История купонных распродаж
Согласно одной из версий, родоначальником тренда купонных распродаж считается один из основателей компании Microsoft Пол Аллен, запустивший в 2000 году сайт онлайн-продаж «Мерката» (Mercata). Сайт реализовывал электронную технику, итоговая цена на которую уменьшалась в соответствии с увеличением количества посетителей, заявивших себя на покупку. Однако уже в 2001 году проект Mercata был свернут, так как он не мог конкурировать с такими гигантами, как например Amazon.com.
По другой версии, первопроходцами в области совместных покупок стали жители Китая, которые организовывали группы на покупку товаров для получения у продавца максимальной скидки. Модель групповых покупок в Китае остается очень популярной как среди местного населения, так и в предпринимательской среде.
Первым крупным сервисом купонных распродаж стал американский проект Groupon, запущенный в Чикаго в 2008 году. Уже в 2009 году Groupon продал более 4 млн купонов, за счёт чего компания получила $150 млн. В 2010 году ей был выкуплен аналогичный проект в России — Darberry, преобразованный в январе 2011 года в Groupon Russia.
Описание процесса купонных распродаж
Войдя на сайт-купон и зарегистрировавшись, пользователь получает право приобрести купон, или ваучер, на выбранную акцию. Оплата услуги производится с помощью кредитной карты, электронных денег или других сервисов (например, с помощью платёжного терминала). В итоге на почтовый адрес пользователя приходит письмо со вложенным ваучером, который необходимо распечатать и предъявить в месте его реализации. Потребитель, выбравший акцию, может пригласить к участию в ней всех своих друзей и знакомых, тем самым ускоряя процесс достижения необходимого числа участников. Общение между потенциальными покупателями осуществляется посредством блогов и социальных сетей, где зачастую и набирается необходимая для организации коллективной покупки группа.
Совершая покупку купона, необходимо учитывать сроки его реализации, сроки проведения акции и максимальное количество купонов, которое может приобрести один покупатель. В случае, если до указанного срока количество покупателей не достигает нужной величины, коллективная покупка считается не состоявшейся, а держатель ваучера получает назад деньги.
Статистика
Согласно РБК, динамика объёма рынка купонных распродаж России растёт в каждом месяце, составив в январе 2011 года 1541,7 млн руб., а в феврале 2011 года 1668,4 млн руб. По данным опроса начала 2011 года 12,8 % опрошенных пользовались услугами сайтов-купонов, а 43 % знают о существовании таких сервисов, но ещё не пользовались их предложениями. Средние затраты на покупку купонов по данным опрошенных, осуществивших покупку купона через интернет, составляют 350 руб., а средняя частота покупок для более половины таких покупателей — 1—3 раза в месяц. При этом из товаров на сайтах скидок чаще всего покупают косметику и парфюмерию, а из услуг — купоны на посещение ресторанов и кафе, а также билеты в кинотеатры и на мюзиклы, на третьем месте по услугам — купоны на стрижку в салоне красоты. По результатам этого же опроса при покупке купона опрошенные, в первую очередь, обращают внимание на размер скидки и только затем на необходимость покупки товара или услуги и на стоимость купона.