Елеонский, Фёдор Герасимович

16.12.2020


Фёдор Герасимович Елеонский (1836—1906) — русский православный библеист, специалист по ветхозаветной библейской истории и истории Библии. Заслуженный профессор Санкт-Петербургской духовной академии.

Биография

Родился 12 (24) апреля 1836 года в Нижегородской губернии, в семье диакона церкви села Успенское Герасима Владимирского; новую фамилию — Елеонский, получил при поступлении в семинарию. Как вспоминал его племянник, Александр Львович Катанский:

Когда мой дед, сам по фамилии Владимирский, имея трёх сыновей с различными фамилиями (Катанский, Садов и Елеонский), заявил в свою очередь, что желал бы своему четвертому сыну, Федору Герасимовичу, дать фамилию «Фаворский», о. ректор пришел в негодование, воскликнув: «Что же это такое? что за пестрота? Я знаю, что твой третий сын учится в семинарии <…>, так пусть будет твой четвертый сын также Елеонский».

Окончив Нижегородскую духовную семинарию (1858), вместе со своим племянником, Александром Катанским, который был младше его всего на полгода, уехал в 1859 году поступать в Санкт-Петербургскую духовную академию. Катанский вспоминал:

В свое время мы обратились <…> с просьбой рекомендовать нас в качестве кандидатов для поступления в С.-Петербургскую академию на казенный счет <…> но из канцелярии обер-прокурора Св. Синода получен был отказ, несмотря на отличную рекомендацию, данную нам со стороны семинарского начальства. Другого исхода нельзя было и ожидать после Высочайшего посещения нашей семинарии 21 августа 1858 г. Тогда мы решились ехать на свой счет, «волонтерами»

В академии получил звание магистра богословия, защитив диссертацию «О состоянии русского раскола при Петре I». После окончания Академии в 1863 году 9-м магистром XXV-го курса, преподавал в духовных семинариях: сначала — в Рижской, затем — в Казанской (преподавателем гражданской истории), и затем, с 1864 года — в Литовской. В том же 1864 году был назначен преподавателем Виленского училища для девиц духовного звания. В 1865 году стал библиотекарем Литовской духовной семинарии, а в 1867 году — членом педагогического собрания правления семинарии. Во время пребывания в Литовской семинарии в 1, 2 и 6-м томах «Археографического сборника», издававшегося при управлении Виленского учебного округа были опубликованы его краеведческие изыскания. Тогда же совместно с А. П. Демьяновичем он перевёл книгу И. И. Овербека «Свет с Востока: Взгляд на кафолическое православие сравнительно с папством и протестантством» (Вильна, 1867).

В 1870 году вступил в преподавательский состав Санкт-Петербургской духовной академии — был избран Советом академии, по представлению профессора академии И. В. Чельцова, на должность доцента академии кафедры библейской истории. В 1875 году стал экстраординарным профессором; в 1884 году защитил докторскую диссертацию по теме «История израильского народа в Египте от поселения в земле Гесем до египетских казней» (СПб., 1884) и занял должность ординарного профессора.

С началом преподавания в Петербургской академии библейская тематика стала основной в его исследовательской работе. Основной его заслугой стало введение в оборот отечественной церковной науки современных данных активно развивавшихся в то время таких дисциплин, как египтология, ассириология и др. Определяя задачу своей докторской диссертации, он, в частности, писал, что «данные египтологии <…> имеют весьма важные значения в библейском отношении, т. к. они вообще способствуют оживлению <…> библейско-исторических представлений, а в некоторых пунктах дают возможность раскрыть и восполнить слишком краткие <…> сведения, сообщаемые библейским Бытописателем». Елеонский был представителем дореволюционной школы отечественной библеистики, которая характеризовалась высоким уровнем языковой подготовки и отстаивала сложившиеся традиционные представления. Множество статей и исследований было размещено им в «Христианском чтении» и «Церковном вестнике». Он принимал участие в научном издании «Толкования на Ветхий Завет» — книги пророка Исаии (1883—1886), и в издании нового перевода «Творений св. Иоанна Златоуста» (т. V).

С 1890 по 1896 годы Ф. Г. Елеонский исполнял обязанности заведующего Санкт-Петербургской Синодальной типографией. В 1891 году получил чин действительного статского советника, в 1896 году — звание заслуженного профессора.

В 1897 году вышел в отставку и в следующем, 1898 году, был избран почётным членом Санкт-Петербургской духовной академии. Награждён орденом Св. Станислава 1-й степени.

В 1900 году он активно включился в дело издания Православной богословской энциклопедии. Также в это время он поместил ряд статей в «Церковном вестнике» о трудах Елисаветинских исправителей славянского перевода Библии.

Умер в Санкт-Петербурге 3 (16) ноября 1906 года, похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Библиография

  • Состояние русского раскола при Петре I. // Христианское чтение, 1863. Ч. 3. № 9. С. 37-94; № 10. С. 175—244; № 11. С. 300—329 (отд. изд.: СПб., 1864)
  • Разбор мнений совр. отрицательной критики о времени написания Пятикнижия // Христианское чтение. 1871. № 10. C. 615—642; № 12. С. 935—957; 1872. Ч. 1. № 2. С. 303—320; № 8. С. 547—621; 1873. Ч. 2. № 5. С. 115—133; № 8. С. 692—730 (отд. изд.: СПб., 1875. Вып. 1)
  • Теократическое и экономическое состояние ветхозаветного левитства и священства по законодательству Пятикнижия // Христианское чтение. 1875. Ч. 2. № 8. С. 186—227
  • Постановления Второзакония о царской власти и пророчестве и время их происхождения // Христианское чтение. № 9/10. С. 409—429
  • Судебное устройство по законам Пятикнижия // Там же. № 11. С. 591—603
  • Отрывки из вавилонско-ассирийских сказаний о первобытных временах // Там же. 1877. Ч. 1. № 1/2. С. 265—276
  • Вавилонско-ассирийское сказание о творении мира // Там же. № 5/6. С. 767—784
  • Издание Свящ. книг: Исход и Левит с объяснит. примеч.: Крит. разбор «Священной летописи» г. Властова // Там же. Ч. 2. № 11/12. С. 709—762
  • О ветхозаветном священстве // Там же. 1879. Ч. 2. № 11/12. С. 606—638
  • Состояние израильтян в первую половину пребывания их в Египте // Там же. 1881. Ч. 2. № 7/8. С. 135—172
  • К вопросу об особенностях оригинального текста, каким пользовались 70 толковников при своем переводе // Там же. 1881. № 9-10. Спб.
  • К вопр. об особенностях оригинального текста, коим пользовались LXX толковников при своем переводе // Там же. № 9/10. С. 366—386
  • Религ. состояние и обществ. устройство израильского народа в Египте // Там же. 1882. Ч. 1. № 1/2. С. 66-93
  • Краткий обзор важнейших результатов египтологии в отношении к повествованию Пятикнижия // Там же. 1883. Ч. 1. № 3/4. С. 482—499
  • Египетское сказание о потопе // Там же. С. 500—507
  • Важнейшие задачи при науч. рассмотрении библейских событий, относящихся ко времени пребывания израильтян в Египте // Там же. 1884. Ч. 2. № 9/10. С. 261—279
  • История израильского народа в Египте от поселения в земле Гесем до егип. казней. СПб., 1884
  • Происхождение юбилея // ХЧ. 1885. Ч. 1. № 3/4. С. 380—414
  • Результаты новых изысканий в заиорданской Палестине и сев. Сирии // Там же. 1886. Ч. 1. № 5/6. С. 771—793 (отд. отт.: СПб., 1886)
  • Толкование на кн. прор. Исаии: Гл. XXIV. 17 — XXXVII. 30 // Там же. 1887. № 1/2 — 7/8. Прил. (совм. с И. С. Якимовым); То же: Гл. XXXVII. 30-36 // Там же. 1889. № 1/2. Прил.
  • Филол. услуги ассириологии в деле изучения ветхозаветных книг // Там же. Ч. 2. № 11/12. С. 741—744
  • Рец. на кн.: Каталог греч. рукописей правосл. Иерусалимской патриархии, изданный ИППО на греч. языке // Там же. 1892. Ч. 2. № 11/12. С. 678—684
  • Новое открытие имени евр. народа в егип. памятниках // Там же. 1897. Ч. 1. № 5. С. 695—707
  • К вопросу о кн. прор. Софонии // Там же. 1898. Ч. 2. № 7. С. 106—140
  • Разбор мнений т. н. высшей критики о ветхозаветной истории // Там же. 1899. Ч. 2. № 6. С. 67-96; № 12. С. 981—1005
  • Разбор суждений критики о религ. верованиях, какие имел израильский народ во времена, предшествовавшие т. н. первым пророкам писателям // Там же. 1900. Ч. 2. № 12. С. 913—939
  • Отечественные труды по изучению Библии в XIX в. // Там же. 1901. Ч. 1. № 1. С. 5-28; № 5. С. 633—660
  • Труды по изучению книг ВЗ. Труды по Исагогике. Труды по введению в учительные книги // Там же. 1902. Ч. 1. № 1. С. 39-64; № 4. С. 504—524; Ч. 2. № 7. С. 107—125
  • Примеры сделанных Елизаветинскими справщиками исправлений текста первопечатной слав. Библии, не служащих к его усовершенствованию // Там же. Ч. 2. № 5. С. 675—684; № 6. С. 841—852
  • По поводу 150-летия Елизаветинской Библии: О новом пересмотре слав. перевода Библии. СПб., 1902
  • Новый замечательный результат библейско-филол. изысканий относительно кн. прор. Даниила // ХЧ. 1903. Ч. 1. № 4. С. 674—676
  • Разбор приводимых отрицательной критикой доказательств неправильности верований древнего Израиля относительно места присутствия Бога Израилева // Там же. Ч. 2. № 9. С. 289—314
  • Комментарии на Пятикнижие // Лопухин. Толковая Библия. 1904. Т. 1
  • Следы влияния евр. текста и древних, кроме греческого LХХ, переводов на древнеслав. кн. Бытия и Исход // ХЧ. 1905. Ч. 1. № 1. С. 26-38 (отд. отт.: СПб., 1905)
  • Сравнительное достоинство греко-слав. и еврейско-слав. переводов Быт 2. 5 // Там же. № 2. С. 173—193
  • Кому обязан своим происхождением древний слав. перевод нек-рых мест древнеевр. текста, сделанный с еврейского? // Там же. Ч. 2. № 10. С. 411—426; № 11. С. 573—579
  • Древнеслав. перевод Исх 1. 7 и 3. 4 // Там же. Ч. 1. С. 486—500
  • Комментарий на кн. Иисуса Навина // Лопухин. Толковая Библия. 1905. Т. 2 (отд. отт.: СПб., 1906)
  • Амос // Православная богословская энциклопедия. Т. 1. С. 619—629
  • Библия в России // Там же. Т. 2. С. 490—544
  • Библейские общества в России // Там же. С. 575—597