Ординация женщин в христианстве

16.12.2020


Ординация женщин — возведение женщин в духовный сан с правом предстоять при богослужении и таинствах. Особо дискутируется в протестантских церквях, разделяя их приверженцев на "либералов" и "консерваторов". Острота вопроса связана с тем, что, в отличие от исторических церквей, протестанты не считают себя связанными «традицией» и отстаивают право на самостоятельное толкование Священного Писания. Кроме того, ординация женщин рассматривается некоторыми как следствие протестантского учения о священстве всех верующих.

Этимология термина ординация

Слово «ординация» (лат. ordinatio) — это латинский эквивалент греческого термина хиротония. Однако этимология этих слов различна. Хиротония (греч. χειροτονία) дословно означает возложение рук, а ординация — приведение в порядок, назначение. Оба термина имеют дохристианские корни. Слово χειροτονία происходит от χείρ (рука) и τείνω (вытягивать, простирать). То есть, дословно χειροτονία — это действие, производимое вытянутой рукой. В Древней Греции слово хиротония означало не только возложение рук, но и голосование путём поднятия руки (то есть избрание). Потому в первые века христианства этот термин имел двоякое значение: он означал как избрание, так и само поставление в священный сан (возложение рук). Известный византийский канонник Иоанн Зонара в своем разъяснении 1-го апостольского правила ясно говорит об этих двух значениях термина «хиротония». Тем не менее, в последующие столетия слово «хиротония» употреблялось почти исключительно для обозначения собственно посвящения в священнослужители (то есть возложения рук).

Аргументы за и против

Сторонники ординации женщин часто приводят слова апостола Павла, который утверждал, что во Христе половые различия упраздняются (Гал. 3:28); кроме того, в Ветхом Завете есть упоминание о пророчице Мириам, а в древней церкви существовали служения пресвитерид и диаконисс.

Противники говорят, что упразднение половых различий носит сотериологический, а не функциональный характер, и приводят в качестве контраргумента другие слова апостола Павла, в которых тот запрещает женщинам говорить в церквях (1Кор. 14:34), а также учить и властвовать над мужчинами (1Тим. 2:12) — со ссылкой на порядок творения и преимущественную вину Евы в грехопадении. Отмечается также тот факт, что, говоря о степенях служения в Церкви, апостол упоминает о епископах/пресвитерах и диаконах исключительно в мужском роде (1Тим. 3:2; 1Тим. 3:11), и что, согласно первоначальному Божьему замыслу, женщина была сотворена как помощница мужчины (Быт. 2:18). То есть если женщина (по ряду мнений) и может быть посвящена в священный сан, то только в диакониссы.

Практика

Первой женщиной, рукоположенной в священнический сан в христианской церкви, была англиканская священница Флоренс Ли. Первая ординация женщин была произведена в Церкви Дании в 1948 году. Церковь Швеции впервые рукоположила женщину в 1960 году. В 1962 году её примеру последовала Церковь Норвегии, а в 1974 году — Церковь Исландии.

Сегодня практика ординации женщин в епископы принята в некоторых лютеранских, реформатских, англиканских и других церквях, например:

  • Евангелическая церковь Германии (объединение лютеранских и реформатских общин): Мария Йепсен, Маргот Кессман
  • Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии (лютеранство): Ирья Аскола.
  • Епископальная церковь (англиканство): Кэтрин Шори, Мэри Глэсспул
  • Церковь Швеции (лютеранство): Ева Брунне, Антье Якелен
  • Церковь Норвегии (лютеранство): Rosemarie Köhn

Также практика ординации женщин принята в некоторых баптистских, методистских, пресвитерианских, старокатолических, пятидесятнических и харизматических деноминациях, в том числе и в России.