Новое монашество
Новое монашество, или Неомонастицизм (англ. new monasticism, neomonasicism) — современное воплощение древней традиции христианского монашества, недавно получившие развитие в некоторых протестантских и католических общинах.
Происхождение
Трудно точно определить начало движения нового монашества. Некоторые сообщества «Движения Иисуса» (англ. Jesus movement), которые сейчас соотносят с новым монашеством, существуют с 1970-х — 80-х годов. Другие хорошо известные общины, такие как The Simple Way в штате Филадельфия, созданы в середине 90-х. Беда Гриффитс, католический монах-бенедиктинец-камальдул, возглавлявший в 1968 — 1993 годах совместный христианско-индуистский ашрам в Индии, часто говорил, что будущее монашества — в том, чтобы быть «светским движением»; он продвигал новый взгляд на монашескую жизнь.
Идеи и терминология «нового монашества» были разработаны Джонотаном Вилсоном (англ. Jonathan Wilson) и изложены в изданной в 1998 году книге под названием «Жить праведно в мире, разбитом на куски» (англ. «Living Faithfully in a Fragmented World»).
В действительности Вилсон занимался воплощением идей идей философа Аласдера Макинтайра и теолога Дитриха Бонхёффера, сказавшего ещё в 1935 году: «Возрождение церкви, несомненно, придёт только в виде новой формы монашества, не имеющей со старой ничего общего, кроме полного отсутствия компромиссов в жизни по Нагорной Проповеди, учению Христа». Видя, что местные сообщества людей приходят в упадок, и уже ничто не может поддерживать нравственные устои жизни в них, Макинтайр закончил свою книгу «После добродетели» (англ. «After Virtue») словами надежды на приход «другого Святого Бенедикта». Этим он хотел сказать, что кто-нибудь в нынешние времена сможет привести других людей к возрождению нравственности и добродетели через создание сообщества или общины. В своей книге Дж. Вилсон не только пожелал такого, но также изложил своё видение путей к осуществлению этого через сохранение христианских традиций в будущем.
В соответствии со своим пониманием сути «нового монашества», Шаблон:Дж. Вилсон предложил четыре признака, общие с традиционным христианским монашеством:
Лето 2004 года стало определяющим моментом для общественного движения «нового монашества». Тогда представители многих существующих общин и учебных курсов собрались в городе Дарем (штат Северная Каролина), где они совместно обрисовали что-то вроде «правила жизни», известного как «Двенадцать норм» нового монашества. Эта встреча состоялась в ново-монашеской общине «Rutba House», среди членов-основателей которой были Джонотан Вилсон-Хартгроув, чья книга возбудила это движение, (англ. Jonathan Wilson-Hartgrove) и Лия Вилсон-Хартгроув (англ. Leah Wilson-Hartgrove) — его дочь.
Общий раздел
Ценности
В большинстве новомонашеских общин придают большое значение следующему:
- Жизнь в размышлении, молитве и созерцании.
- Совместное жительство (возможны разные варианты в зависимости от конкретной общины);
- Гостеприимство
- Обязательство практической помощи бедным
«Двенадцать норм» нового монашества
Двенадцать Норм Нового Монашества выражают общее для множества новомонашеских общин:
Отличия от «традиционного» христианского монашества
Это движение отличается от других христианских монашеских объединений по многим признакам:
- Характерные для традиционного монашества требования безбрачия, бедности и строгого послушания в новомонашеских общинах соблюдаются не так строго, как, например, в традиционных католических монашеских орденах вроде бенедиктинцев, цистерцианцев и базилиан.
- Члены общины не всегда живут все в одном месте, хотя географическая близость приветствуется.
- В отличие от традиционных монастырей, движение «нового монашества» допускает и семейные пары. Так, новомонашеская община «Springwater» в Портленде (штат Орегон) принимает в члены как безбрачных одиночек, так и семейные пары. Большинство традиционных форм христианской религиозной жизни не допускает женатые пары. Однако, некоторые римско-католические и англиканские ордена, известные как «Третий орден», «секулярные» или «мирские» ордена, принимают и женатых, исповедующих духовные ценности ордена (включая францисканцев и доминиканцев).
- Члены движения не носят монашескую религиозную одежду (англ. religious habit).