Страсть (фильм, 1969)

16.12.2020


«Страсть» или «Страсть Анны» (швед. En Passion) — кинофильм шведского режиссёра Ингмара Бергмана, снятый в 1969 году, который был удостоен награды за лучшую режиссуру на церемонии награждения Национального общества кинокритиков 1970 года. Первоначальное название было «L 182», но Бергману для понятности публике пришлось заменить его на «Страсть».

Особенностью фильма является использование небольших «интервью» актеров, в которых они рассказывают о своём видении исполняемых ролей и отношении к своим героям.

Сюжет

После развода Андреас Винкельман живёт затворником в своем сельском доме. Однажды утром он знакомится с Анной Фромм, которая пользуется тростью — результат аварии, при которой она выжила, но потеряла мужа и сына. Анна, на протяжении всего фильма, вспоминает о временах, когда она жила с мужем и сыном, как о самом лучшем периоде в её жизни. Она сильно любила своего мужа (которого также зовут Андреасом) и простила ему измену, которую он когда-то совершил. Она просит Винкельмана позвонить с его телефона и после разговора, уходит, забыв сумочку. Андреас находит её письмо от мужа, в котором говорится, что их семейная жизнь не была такой радужной и, что он, незадолго до своей смерти, был полон решимости развестись с ней. Вечером Андреас знакомится с семейной парой Элисом и Эвой Вергерус (близкие друзья Анны). Элис — фотограф-любитель, который строит свою работу на эмоциях и часто фотографирует своих знакомых. Эва чувствует, что Элис устал от неё и отстраняется. Оба супруга страдают бессонницей. Эва начинает навещать Андреаса и иногда вступает с ним в сексуальную связь.

Одновременно с основным сюжетом, переплетаясь, ведется сюжетная линия неизвестного убийцы животных, который режет весь скот у местных фермеров. Однажды маньяк вешает щенка, которого спасает Андреас, а после он дарит его Эве. Вскоре главным подозреваемым становится знакомый Андреаса — отшельник Йохан Андерсон. Из-за ложных обвинений местные жители избивают и унижают Йохана, вскоре он присылает письмо Андреасу, где пишет о своей невиновности, а после совершает самоубийство.

Андреас и Анна начинают жить вместе, хоть их отношения не страстные, но они относительно довольны. Но спустя годы их отношения становятся все более напряженными. Однажды Анне снится кошмарный сон, в котором она на лодке доплывает на странный и неизвестный берег, где все люди начинают сторониться её, после она видит трупы своего сына и мужа. У Андреаса и Анны часто случаются ссоры и истерики: Андреас упрекает Анну в притворстве и лицемерии. Во время рубки дров Анна говорит Андреасу, что презирает его и что хочет от него уйти, в порыве гнева Андреас, промахнувшись, пытается ударить её топором. После Андреас видит пожарную машину, которая направляется к местному фермеру: неизвестный убийца облил животных и амбар бензином и поджег. Проезжая на машине, Андреас предлагает Анне расстаться, так как понимает, что их отношения уходят в никуда и он хочет опять быть одиноким. После признается о прочитанном письме, он упрекает Анну во лжи о счастливой семейной жизни и вскоре он понимает, что Анна на самом деле подстроила автокатастрофу, пытаясь совершить самоубийство вместе со своей семьей. Анна снова пытается совершить аварию, но её останавливает Андреас и требует от молчавшей всю дорогу Анны что-либо сказать, она лишь произносит «я пришла просить прощения», после он выходит из машины. Анна уезжает, а Андреас идет по дороге взад-вперед.

Интервью актеров

  • Макс фон Сюдов об Андреасе:

У него трудный характер... ...он пытается спрятаться, отгородиться от мира. Распавшийся брак, проблема с законом — все это... просто... вынудило его... спрятаться от мира и жить в одиночестве. Он старается совсем ничем не выделяться и незаметным образом, его убежище превратилось ... в его же тюрьму. Главная трудность для актера состоит в том, ...чтобы передать отсутствие всякого выражения себя.

  • Лив Ульман об Анне:

    Мне нравится в Анне стремление к правде. Я понимаю почему ей нужно, чтобы мир был таким, а не другим. Но эта ее потребность, жажда правды, таит в себе опасность. И когда она понимает, что вокруг все не так, как ей хотелось бы, когда она не получает ответа, который ей нужен, она вынуждена лгать и претворяться. Честным быть очень трудно,... потому что ты ждешь, чтобы и с тобой другие вели себя также.

  • Биби Андерсон об Эве

    Мне кажется, Эва не может смириться с тем, ... что у неё нет собственной личности. Она такая, какой её хотят видеть другие. Она не в ладу с собой и не ценит себя. Боюсь, она может покончить с собой. Самоубийство ничего не решает. Это акт эгоизма. Надеюсь, что её спасут. Надеюсь, что когда она очнётся... ...она что-то поймёт. Что-то, что освободит её, ... поможет ей посмотреть на себя с любовью... и без содрогания. Может быть, она станет учителем, ... будет учить глухонемых, ... потому что глухонемые живут в ещё большей изоляции,... чем она. Может быть, она почувствует себя свободной... ... от проклятия.

  • Эрланд Юзефсон об Элисе

    Мне кажется Элис считает лицемерием ужасаться человеческой глупости,... ...а взывать к справедливости кажется ему пустой тратой чувств. Он никогда не позволит чужому страданию... нарушить его спокойный сон. Он думает, что в чужих, и в своих собственных глазах он — никакой. Это единственное условие, при котором он может жить, иначе он бы сломался.

В ролях

  • Макс фон Сюдов — Андреас Винкельман
  • Лив Ульман — Анна Фромм
  • Биби Андерсон — Эва Вергерус
  • Эрланд Юзефсон — Элис Вергерус
  • Эрик Хелл — Юхан Андерссон
  • Сигге Фюрст — Вернер
  • Ингмар Бергман — рассказчик (голос)

Темы

Автор Джерри Вермили писал, что, исследуя «нить насилия, вторгающуюся в повседневную жизнь», «Час волка» (1968) «Стыд» (1968) и «Страсть» (1969) представляют собой трилогию. Помимо участия актеров Макса фон Сюдова и Лив Ульман, эти фильмы связывают между собой образами «художника-беглеца» и затрагивания вопросов и тем вины и ненависти к себе. Также сцена черно-белого кошмарного снв Анны, где она плывет на лодке с беженцами, является отсылкой на финал фильма «Стыд».

Прием

На Rotten Tomatoes фильм получил 100% одобрения среди 12 критиков, но при этом не считается одним из лучших произведений Бергмана, хоть и оценки по-прежнему положительные. Сэм Джордисон написал: «Несмотря на то, что ему не хватает легкости прикосновения и плавного потока, которые отличает Бергмана в его лучших проявлениях, это все же мощное и глубокое произведение искусства».