Аббатство Везле



Аббатство Святой Марии Магдалины в бургундском местечке Везле было одним из главных паломнических центров средневековой Европы. С 1920 года имеет в католическом мире статус малой базилики и с 1979 года охраняется ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия человечества.

Возникновение

Первые сведения о бенедиктинском аббатстве в Везле (Верчелле, от лат. Vercellus) относятся к IX веку. Прежде на этих землях, принадлежавших графу Жирару из Руссильона, стояли две монашеские обители, уничтоженные под ударами арабов и норманнов в VIII—IX вв.

В середине XI века было объявлено, что в аббатстве Девы Марии почивают мощи Марии Магдалины, якобы привезённые его основателем из Святой земли. В Везле устремились паломники со всей Европы. Чаще всего из Везле они продолжали путь дальше на юго-запад к гробнице св. Иакова в Галисии по так называемому Пути Святого Иакова (Лиможской дороге).

Расцвет в XII веке

Св. Бернард призывает в Везле христианский мир к крестовому походу

Чтобы разместить всех паломников, в 1104 году было начато строительство новой базилики в романском стиле бургундского извода. Строительные работы финансировались за счёт поборов с монастырских крестьян. Во время крестьянских волнений был убит настоятель аббатства. Несмотря на это, строительство продолжалось. В 1132 году папа Иннокентий II освятил просторный нартекс храма. Неф горел несколько раз, последний раз в 1165 году, после чего был отстроен заново. Капители и порталы были щедро украшены скульптурой, призванной наглядно рассказывать малограмотным паломникам о роли Магдалины в спасении человечества.

Аббатство Везле служило одним из пунктов движения за освобождения Святой Земли от неверных. Именно здесь на пасху 1146 года Бернард Клервосский произнёс перед королём Людовиком VII речь с призывом немедленно начать второй крестовый поход. Ричард Львиное Сердце и Филипп Август провели в Везле три месяца 1190 года — прежде, чем выдвинуться в Третий крестовый поход. В 1166 году на Духов день в Везле произнёс проповедь святой Томас Бекет. Везелейские аббаты энергично отстаивали свою независимость от светских феодалов (в частности, от графов Неверских), признавая своим сюзереном только папу римского.

Закат и реставрация

Непоправимый удар по благосостоянию Везле нанесло открытие 12 декабря 1279 года нетленных останков Марии Магдалины в местечке Сен-Максимин-ла-Сент-Бом на морском побережье Прованса. При покровительстве Карла II Анжу-Сицилийского, рассчитывавшего превратить новую святыню в источник дохода для истощённой казны, местные монахи-доминиканцы в подробностях описали чудеса, которые были засвидетельствованы у новой святыни. Известия о чудесах в Сен-Максимине распространились по всему католическому миру, что привело к оттоку паломников из Бургундии в Прованс.

Мощи Марии Магдалины были утрачены в годы Религиозных войн, а во время Французской революции базилика была разграблена и потеряла часть скульптурного убранства. В 1834 году, когда она была заброшена и грозила обрушением, внимание общественности к её плачевному состоянию привлёк государственный инспектор исторических памятников — Проспер Мериме. Средства, выделенные на реставрацию в 1835 и 1838 годах, так и не были освоены. Восстановление базилики началось в 1840 году, возглавил работы молодой архитектор Эжен Виолле-ле-Дюк, бессменно руководивший ими до 1859 года. Новаторские для того времени работы продолжались по 1861 год. В итоговом отчёте Комиссии исторических памятников был высоко оценён вклад Виолле-ле-Дюка: «Никогда ещё столь опасная миссия не принималась с такой полной самоотдачей, начиналась с большей решимостью и проводилась с большей мудростью, методичностью и экономией».

В 1870-е годы в монастырь привезли новые реликвии Марии Магдалины, и он вновь стал принимать паломников. В настоящее время по числу принимаемых паломников Везле занимает во Франции 8-е место.

  • Башня

  • Интерьер нефа

  • Скульптурное убранство

  • В крипте

  • Золотой мощевик