Живописный стиль



Живописный стиль (англ. Picturesque style) — архитектурный прием в Англии конца 18 — начала XIX века, который был предшественником готического Возрождения. Живописный стиль развивался в качестве опротестования тенденции к соблюдению научной и математической точности в архитектуре, которая наметилась в XVIII веке. Фундаментальные принципы пропорции и упорядоченности в архитектуре отрицались, при этом акцент делался на природную чувственность, разнообразие и неупорядоченность.

«Наблюдения по современному садоводству» (1770) Томаса Уотели было первым исследованием, посвященным теории живописного стиля. В нём рассматривались английские сады, разбитые в живописном стиле. Сады, или природа в целом, считались существенной основой живописного стиля. Большой вклад в развитие эстетической концепции «живописности» внëс Ювдейл Прайс (1747—1829).

Одной из замечательных идей того времени была идея о том, что архитектура является частью природы. Выдающийся английский архитектор и проектировщик городов Джон Нэш (1752—1835) создал первый «город-сад» и некоторые из наиболее примечательных образцов последующей эпохи. То, что важной особенностью стиля является неупорядоченность, нашло выражение в асимметричных силуэтах Кронхилла (1802) в Этчеме, графство Шропшир. Деревня Блейз-Гамлет Нэша (1811) является моделью деревни, состоящей из расположенных неупорядоченными секторами «простых коттеджей», крыши которых были стилизованы под солому. Смитсоновский институт в Вашингтоне, федеральный округ Колумбия, построенный по проекту Джеймса Ренвика и окруженный великолепным парковым ландшафтом, представляет собой ещё один яркий пример строения живописного стиля.