Плоткин, Михаил Владимирович



Михаил Владимирович Плоткин (Миша Плоткин; род. 20 апреля 1944) — советский музыкальный администратор, российский продюсер. Администратор вокально-инструментальных ансамблей (ВИА) «Весёлые ребята», «Самоцветы», «Лейся, песня» (также сооснователь), основатель и художественный руководитель ВИА «Надежда».

Биография

Миша Плоткин родился 20 апреля 1944 года в Москве в еврейской семье.

В 1958 году 14-летнем возрасте был занят в одном из спектаклей цыганского театра «Ромэн», где его отец играл на бубне.

В 1964 году в двадцатилетнем возрасте начал работать на эстраде в качестве рабочего сцены у популярного юмористического дуэта Шуров и Рыкунин. Также работал у Бориса Амарантова, был заведующим постановочной частью и затем директором в ансамбле танца «Сувенир».

В 1960-е годы работал в коллективе певца Эмиля Горовца в качестве технического работника. В обязанности Плоткина входило: рассылка билетов, учёт финансов, транспорт, гостиницы, качественный звук (при полном отсутствии в то время фонограмм) и многое другое. Работа с Горовцом закончилась в 1970 году с началом неофициальной антисемитской кампании на телевидении и радио — когда Сергей Лапин был назначен на пост председателя Государственного комитета по радио и телевещанию при Совете Министров СССР, и Горовец начал готовиться к отъезду в Израиль.

Летом 1969 года Плоткин организовал по Тюменской области тур цирковой труппы, в которой познакомились цирковой артист Миколас Орбакас и его будущая жена певица Алла Пугачёва, выступавшая в качестве аккомпаниатора-тапёра. Там же Пугачёва исполняла несколько собственных песен под рояль либо, в отсутствии рояля, под аккордеон. В той же программе работал артист цыганского театра «Ромэн» Николай Сличенко.

В сентябре 1970 года по рекомендации известного организатора концертов Феликса Каца начал работать в вокально-инструментальном ансамбле «Весёлые ребята» как технический работник — но фактически выполнял функции администратора.

В 1973 году Миша Плоткин перешёл в вокально-инструментальный ансамбль «Самоцветы». Ансамбль поставил в это время неофициальный рекорд на советской эстраде, дав 124 сольных концерта за один месяц. Музыканты ансамбля зарабатывали до 1000 рублей в месяц. Руководитель «Самоцветов» Юрий Маликов вспоминал об этом относительно непродолжительном для Плоткина периоде:

В 1974 году Миша Плоткин вместе с гитаристом Валерием Селезнёвым создали в Кемеровской филармонии новый вокально-инструментальный ансамбль «Лейся, песня», в котором стали соруководителями.

В 1975 году ансамбль из-за внутреннего конфликта раскололся на две части. Часть коллектива, включая солиста Владислава Андрианова, осталась под тем же названием вместе с Селезнёвым, другая часть, включая солиста Игоря Иванова, вместе с Мишей Плоткиным ушла в созданный Плоткиным в Ставропольской филармонии вокально-инструментальный ансамбль «Надежда». Спустя десятилетия Иванов говорил о своём продюсере: «Плоткин за полгода раскрутил „Лейся, песню“ донельзя, ему надо памятник поставить, но некоторые принижают то, что он сделал».

Ансамбль был назван «Надеждой» в честь одноимённой песни Александры Пахмутовой и Николая Добронравова — поскольку его репертуар состоял главным образом из песен этого тандема. Впоследствии визитной карточкой ансамбля стала песня Пахмутовой и Добронравова «До отправленья поезда осталось пять минут». Дебют ансамбля состоялся весной 1976 года в Театре эстрады. В «Надежде» в разное время работали многие музыканты: гитарист Алексей Белов, Владимир Кузьмин, композиторы и аранжировщики Александр Клевицкий и Олег Каледин, солисты Алексей Кондаков, Николай Носков, Игорь Браславский, Татьяна Рузавина и Сергей Таюшев (также играл на бас-гитаре), Нина Матвеева, Валентин Бурштейн, Александр Мураев, Надежда Кусакина и другие. В 1988 году ансамбль «Надежда» прекратил своё существование.

Певица Людмила Шабина, работавшая в «Надежде» в 1976—1979 годах, называла Плоткина «гениальным организатором и администратором». Николай Носков, который работал в «Надежде» всего около полугода, спустя десятилетия вспоминал о Плоткине амбивалентно, но с симпатией:

Миша Плоткин окончил факультет режиссёров эстрады и массовых представлений Государственного института театрального искусства имени А. В. Луначарского.

В начале 1980-х годов Плоткина не пустили с концертами в Афганистан и отказали в премии Московского комсомола. У Миши Плоткина нет ни одного звания и государственной награды.

В 1994 году Плоткин вместе с больной матерью и братом Львом эмигрировал в США, где занимался организацией концертов российских артистов — эмигрантов и приезжих. Им в том числе были организованы американские гастроли Ирины Аллегровой, Ефима Шифрина, юбилейный тур Эмиля Горовца, шоу Аллегровой-Шуфутинского-Шифрина в Town Hall в Манхэттене. После смерти брата Миша Плоткин с матерью вернулся в Россию.

В середине 2000-х годов был возрождён ансамбль «Надежда», и его бывшие участники Александр Мураев и Олег Каледин зарегистрировали название ансамбля в РАО как товарный знак на себя — без Плоткина, который стал с ними судиться. В поддержку Плоткина выступила Александра Пахмутова:

Семья

  • Родители:
    • Отец — Владимир Михайлович Плоткин (28 августа 1914 — 25 октября 1960) — музыкантродился в Белоруссии, приехал в Москву, выучился на ударника, его педагогом был музыкант Евгений Штейман, основатель советской школы игры на ударных инструментах, работал в оркестре ВЦСПС, потом в оркестре ВВС, работал в театре «Ромэн» с Лялей Черной, выходил с бубном, умер 45 лет.
    • Мать — Ревека Гершевна Плоткина (10 марта 1915 — 5 февраля 2008).
  • Братья:
    • Давид Владимирович Плоткин (1935—2003), танцовщик, балетмейстер, хореограф.
    • Лев Владимирович Плоткин (23 февраля 1938 — 14 января 1998).

Рецепция

Людмила Барыкина, которую Миша Плоткин пригласил к себе в «Надежду» из «Магистрали», рассказывала, что он часто ходил на репетиции других коллективов и искал для себя хороших музыкантов, и называла его «человеком очень творческим».

Алексей Кондаков: Плоткин «начал раскрываться в „Надежде“ как режиссёр-постановщик, и у него нормально это получалось. Он прекрасно танцевал. Чувство ритма у него хорошее». «Он <…> всегда был за „Надежду“. Он раскручивал этот брэнд, боролся за своё собственное имя. <…> Он работал в „Надежде“ и за „Надежду“ глотку грыз».

Дискография

  • 1975 — Вокально-инструментальный ансамбль «Лейся, песня». Г62-04905-6
  • 1977 — «Это только начало». Вокально-инструментальный ансамбль «Надежда». С62-09625-6
  • 1980 — «ВИА Ирапшн». Вокально-инструментальный ансамбль «Надежда». Г62-08139-40
  • 1985 — «Карусель счастья». Ансамбль «Надежда». С62 22133 004
  • ? — «Надежда» под руководством М. Плоткина. MEL CD 60 01541

Интервью

  • Колпаков Валерий. Один из очень многих (неопр.). Вокально-инструментальная эра (25 декабря 1982). Дата обращения: 31 января 2017.
  • Татьяна Федоткина. Звездный сводник Советского Союза (14.04.2010) "Московский комсомолец"
  • Смелова Ирина. Продюсер Михаил Плоткин: Расторгуев бежал за мной пьяный по вокзалу! // Собеседник. — 2011. — 26 мая.
  • Герсон А., Гольцов Е. М. Плоткин: «Я — танцевальный человек, хоть и без образования» (неопр.) (недоступная ссылка). Радио Вера (25 апреля 2014). Дата обращения: 12 января 2017. Архивировано 13 января 2017 года.
  • Симонян Георгий. Будь благодарен за прошлое…: [Интервью с Мишей Плоткиным] (неопр.). Вокально-инструментальная эра (январь 2015). Дата обращения: 12 января 2017.
  • Кудрявов Борис. Михаил Плоткин: У меня нагло отняли родное детище // Экспресс-газета. — 2016. — 30 марта (№ 13 (1101)).
  • Татьяна Федоткина. Крестный отец шоу-биза рассказал всю правду... 21.04.2019. "Московский комсомолец"

Комментарии

  • ↑ Речь идёт о песне Владимира Кузьмина «Не уезжай». Сам Миша Плоткин говорил, что включение кузьминской песни в репертуар ансамбля «было большой смелостью в 70-е годы. Причём, я придумал интересный ход. В концерте её исполнял Игорь Иванов, а потом в „концерте после концерта“, я предлагал зрителям назвать песню, которую мы исполним на бис. Обычно публика кричала — „Не уезжай“. И я представлял нового солиста — Колю Носкова, который и исполнял эту песню. И непонятно было, чьё исполнение интересней…» (см.: Симонян Георгий. Будь благодарен за прошлое…: [Интервью с Михаилом Плоткиным] (неопр.). Вокально-инструментальная эра (январь 2015). Дата обращения: 12 января 2017.).