Memoria Urbana

18.12.2020


Memoria Urbana (лат. «Городская память», в просторечии также «реконструкция Вифлеемской кирхи») – это городская скульптура, созданная испанским автором по имени Хуан Гараисабаль (англ. Juan Garaizabal) и расположенная в центре берлинской одноименной площади Вифлеемской кирхи (нем. Böhmische Kirche, Bethlehemskirche), в районе Митте. Скульптура была возведена в июне 2012 года на месте мозаики, обозначающей точное место, на котором находилась исчезнувшая Вифлеемская кирха, и очерчивающая её изначальные размеры. На её возведение было использовано 800 метров (2.600 линейных футов) стальных труб квадратной конструкции (12x12 см/ 4,7x4,7 дюймов) и 300 метров (984 линейных фута) системы иллюминации LED. Её структура повторяет в воздухе контур исчезнувшей церкви, в точности соблюдая её размеры в форме наброска. Ночью линии подсветки подчеркивают некоторые её участки, по которым ранее проходил свет. Её точные размеры: 25 метров (с запада на восток), 15 метров (с севера на юг) и 31 метр в высоту (82x49x101 футов). Весит она 40 тонн (44 американских тонны).

Изначально планировалось установить скульптуру, как временную, примерно на 4 месяца. Впоследствии этот срок продлили до года, а в декабре 2013 года, местные власти решили присвоить городской скульптуре статус постоянной. . 14 октября 2014 года это решение было подтверждено голосованием в Парламенте района Митте. Фонд Lux-Bethlehem, в который входят 20 из государственных и частных организаций, поддержавших инициативу сохранения скульптуры на постоянной основе, выступает как гарант последующего поддержания монумента на средства из различных благотворительных поступлений.

Мемориал – это памятник свободе сознания и иммиграции. А также это дань роли Берлина, как города, принимающего иммигрантов и его духу терпимости, ориентированному на европейское мышление. Вифлеемская кирха была построена между 1733 и 1735 годами на территории, называемой “Фридрихштадт” (в настоящее время это территория района Митте), олицетворяя собой одну из самых важных глав в истории отношений Пруссии и Богемии. Благодаря императору Фридриху Вильгельму I, Беженцы из Богемии, вынужденные эмигрировать из своей страны, спасаясь от религиозных преследований, были приняты и расположены на территории «Фридрихштадт” (Friedrichstadt), как и многие беженцы других национальностей, например, французские гугеноты. Кирха - это символ терпимости и открытости немецкого правительства. В 1943 году церковь была сильно повреждена в результате бомбежки. В 1963 году она была окончательно снесена и на её месте были расположены строения известного Чекпойнта Чарли.

Хуан Гараисабаль называет себя иммигрантом в Берлине, городе, в котором он смог обрести свободу творить и возможность реализовать свои художественные замыслы. Его произведение «Городской Мемориал Берлина» - это дань храбрости богемским переселенцам и памятник всем иммигрантам, включая его самого, а также – признание щедрости и открытости исторической Пруссии и современных жителей Берлина. Творение скульптора – это своего рода техническое и эстетическое новшество современности, возведенное на основе героического исторического прошлого. Таким образом это произведение символизирует способность города извлечь лучшее из наследия прошлого и с уверенностью спроецировать его в настоящее. Благодаря этому Вифлеемская кирха вновь обретает свой облик и становится местом для встреч и размышлений, точкой воссоединения прошлого и настоящего, каждую ночь освещая площадь своим авангардным светом. «Для того, чтобы понять мои творения не нужно быть эрудитом, однако соприкосновение с моим творчеством вызывает сильное желание посетить библиотеку и начать изучать архивы!». Хуан Гараисабаль