Трубадур (стиль)

18.12.2020


Получивший своё название от средневековых трубадуров, стиль «трубадур» (фр. Style troubadour) — несколько ироничный термин, обычно применяемый к французской исторической живописи начала 19-го века с идеализированными картинами средневековья и эпохи Возрождения. Во Франции этот термин также относится к соответствующим архитектурным стилям. Его можно рассматривать как одно из направлений романтизма и реакцию против неоклассицизма. Закат стиля совпал с окончанием эпохи Консулата. Он особенно сильно ассоциируется с Жозефиной Бонапарт и Марией Каролиной Неаполитанской, герцогиней Беррийской. В архитектуре этот стиль был французским эквивалентом неоготики германских и англоязычных стран. Он связан с современными ему течениями во французской литературе и музыке, но обычно ограничивается живописью и архитектурой.

История

Ричард Паркс Бонингтон. «Генрих III». Между 1827 и 1828 годами

Повторное открытие средневековой цивилизации произошло в начале 19 века. Большой вклад в него внесли Старый порядок и его институты, обряды (церемония коронации датируется 16 веком) и средневековые церкви, в которых проводились семейные церемонии.

Можно сказать, что, эксгумировав останки королей и выставив на продажу множество предметов, произведений искусства и элементов средневековой архитектуры, революционеры вернули их к жизни. Музей французских памятников, основанный в бывшем монастыре, который впоследствии станет Высшей национальной школой изящных искусств, представил все эти обломки средневековья как вызывающие восхищение публики и образцы вдохновения для студентов факультетов гравюры, живописи и скульптуры, но не кафедры архитектуры, поскольку преподавание этого предмета было отделено от «изящных искусств» и проводилось в Политехнической школе под руководством Жана-Николя-Луи Дюрана, сурового пропагандиста неоклассической архитектуры, которая характеризовала стили Конвента и Консулата. Позже, после реставрации Бурбонов и под влиянием Картмер-де-Кенси и Мериме, новая традиция преподавания архитектуры вернула её в лоно изящных искусств, позволив создать Академию архитектуры и дав толчок развитию архитектуры в стиле «трубадур».

Возрождение христианских чувств в искусстве с публикацией в 1802 году философского трактата Шатобриана «Гений христианства» сыграло важную роль в развитии живописи, скульптуры и литературы, часто вдохновлённом религией.

Художники и писатели отвергли нео-античный рационализм Великой французской революции и обратились к предполагаемому славному христианскому прошлому. Прогресс истории и археологии на протяжении XVIII века начал приносить плоды, прежде всего, в живописи.

Сам Наполеон не гнушался этим художественным течением: он взял в качестве своей эмблемы золотых пчёл с могилы короля Меровингов Хильдерика I, вновь открытой в 17 веке, и считал себя наследником французской монархии. Он также дал официальное признание средневековья во внешних аспектах своей коронации и попытался извлечь выгоду из других атрибутов средневековых французских королей, возможно, даже из их чудесных целительных сил (картина «Посещение Бонапартом жертв чумы в Яффе» Антуана-Жана Гро может рассматриваться как современный аналог творящих чудеса королей древности).