Павильонный зал



Павильонный зал — интерьер Северного павильона Малого Эрмитажа, входящего в музейный комплекс «Государственный Эрмитаж», создан в 1858 году архитектором А. И. Штакеншнейдером (1802-1865) в ходе реконструкции павильона. При этом зодчий объединил ранее располагавшиеся здесь залы и кабинеты, в том числе бывший кабинет Екатерины II с подъёмным столом (стол убран ещё в конце XVIII века), а также вынес в объём Висячего сада оранжерею (арх. Ж.-Б. Валлен-Деламот и Ю. М. Фельтен). От интерьера времени Екатерины II сохранились лишь наружные стены с прекрасно прорисованными большими и стройными окнами.

Убранство интерьера

Зал является ярким образцом эклектизма в архитектуре середины XIX века. Его замысел и выполнение принадлежат А. И. Штакеншнейдеру (1802—1865). Архитектор снял перегородки между устроенными здесь Фельтеном центральным залом, зимним садом, столовой с подъемным столом и кабинетами. Образовалось просторное помещение с двумя рядами окон, выходящих на север и юг. Окна полуциркульной формы Штакеншнейдер обработал аркатурой, опирающей на стройные каннелированные колонны. Вместо перегородок появились аркады со свободно стоящими беломраморными колоннами. Зодчий отступил от обязательной для классицизма симметрии, создав на одной стороне зала декоративную лестницу из белого мрамора. Она ведёт на балкон второго яруса, который обработан второй аркадой на колоннах, повторяющей композицию нижнего ряда в более мелом масштабе. Легкая решетка пролётов балкона составлена из золочёных звезд в подражание орнаменту восточного характера. Аркады и потолок покрыты обильным мелким лепным декором. Восточные мотивы переплетаются в нём с классицистическими розетками и пальметками, готической лозой, ренессансными плетёнками, завитками и фигурчиками амуров. Белизна орнамента подчеркнута золочёным фоном. В боковых частях зала, за аркадами, стены декорированы типичными для Штакеншнейдера пилястрами. Они сплошь заполнены мелким ренессансным орнаментом с живописными медальонами в середине. Задумывая этот сложный декор, архитектор стремился создать романтическую обстановку в восточном вкусе. Мотивы бахчисарайского «Фонтана слез» нашли отражение в устройстве четырёх стенных фонтанов. У окон в Висячий сад вложена в пол мозаика, изображающая сцены из античной мифологии. Мозаика является уменьшенной в два раза копией мозаичного пола, найденного в 1780 году при раскопках терм древнеримского города Окрикулума, близ Рима. Копия исполнена в 1847—1851 гг. в Риме русскими мозаичистами-пенсионерами Петербургской Академии Художеств: В. Е. Раевым, И. С. Шаповаловым, С. Ф. Фёдоровым и Ф. Г. Солнцевым. Светлый павильон украшают 28 хрустальных люстр, выполненных в России.

Также частью оформления зала являлся Зимний сад, вынесенный Штакеншнейдером в объём Висячего сада (для этого была устроена остеклённая оранжерея). Таким образом, выстраивалась зрительная ось: зал оказался с одной стороны выходящим на невские просторы, а с другой — с видом на тропические растения оранжереи и далее открытый сад.

Павильонный зал Малого Эрмитажа был создан в середине XIX в. А. И. Штакеншнейдером. Зодчий соединил в решении интерьера архитектурные мотивы античности, ренессанса и востока. Особую эффектность интерьеру придаёт сочетание светлого мрамора с позолотой лепного декора и нарядный блеск хрустальных люстр. Зал украшают четыре мраморных фонтана — вариации «Фонтана слёз» Бахчисарайского дворца в Крыму. В южной части зала в пол вмонтирована мозаика — копия пола, найденного при раскопках древнеримских терм.

Дочь архитектора Е. А. Штакеншнейдер записала в своём дневнике 24 апреля 1856 года: «На днях водил нас папа в Эрмитаж, показывал нам залу, которую он только окончил. Совсем волшебная зала. Чудо как хороша!!»

В XIX веке зал предназначался для небольших приёмов и балов, о чём свидетельствуют, например, мемуары графа С. Д. Шереметева. Вспоминая о балах в Аничковом дворце, Концертном и Николаевском залах Зимнего дворца, он особо выделяет балы эрмитажные: "Это было 12 февраля 1887 года в Эрмитаже. Эрмитажный бал для меня всегда был лучшим из придворных балов. С ним связаны отдалённейшие воспоминания 60-х годов, когда в этом здании предполагалось устроить помещение покойному цесаревичу и зала была устроена для него. Первые балы сезона сразу сделались любимейшими".

В окнах зала сохранились стёкла времён Штакеншнейдера с характерным розоватым оттенком. В зале постоянно экспонируется коллекция мозаичных столов (выполненных в техниках византийской и римской мозаик) и часы «Павлин» (мастер Дж. Кокс, 1770-е; поступили из коллекции князя Григория Потёмкина).

Галерея