Одиша

19.12.2020


Одиша ( (инф.), ория ଓଡ଼ିଶା, санскр. उड़ीसा, англ. Odisha), ранее Орисса — штат на востоке Индии. Столица и крупнейший город — Бхубанешвар. Население — 41 947 358 человек (11-е место среди штатов; данные 2011 года). 4 ноября 2011 года название штата официально изменено с Орисса на «Одиша».

На побережье Индийского океана практически отсутствуют удобные места для портов, за исключением Парадипа. Прибрежная полоса и дельта реки Маханади отличаются исключительно высоким плодородием. В условиях регулярных и обильных дождей снимаются два урожая в год.

География

Карта штата

Площадь территории Ориссы составляет 155 707 км² (9-е место). По физико-географическим характеристикам штат можно разделить на 5 основных районов: 1. Прибрежная равнина на востоке, 2. Срединные возвышенности, 3. Центральное плато, 4. Западные нагорья и 5. Основные речные долины. Прибрежная равнина протянулась вдоль всего побережья Бенгальского залива, она включает в себя дельты крупных рек региона и множество озёр. Срединные гористые территории и возвышенности занимают три четвёртых от площади штата, они представлены главным образом Восточными Гхатами. Гхаты прерываются несколько пойменными долинами, средняя высота этого региона — около 900 м над уровнем моря. Западные нагорья несколько ниже, чем плато и имеют высоту всего от 153 до 305 м.

Крупнейшая река штата — Маханади, начинается в штате Чхаттисгарх и, протекая по территории Ориссы, впадает здесь в Бенгальский залив. В южной части прибрежной равнины Ориссы расположено солоноватое озеро Чилика, его площадь варьируется от 906 до 1165 км² в зависимости от сезона.

История

Орисса на древней карте

Именно этот штат являет собой ядро древнего государства Калинга — одного из очень немногих регионов Индии, сохранивших независимость во время завоеваний Чандрагупты Маурья. О несколько более раннем времени можно узнать из надписи Пещеры Слонов, которая упоминает о казни царя Калинги по имени Нандараджа, что намекает на представителя династии Нанда, воевавшей с Александром Македонским, о чём детальнее сообщают античные источники (в частности, Индика Мегасфена). Что подразумевает потенциальную аннексию либо правителя по династическому браку. В любом случае, состоянием на вторую четверть III века до н. э. это была самостоятельная держава.

Её покорением занялся новый самрат династии Маурьев Ашока, окончив войну в 260 г. до н.э. и учинив здесь своеобразный геноцид (около 100.000 погибших, включая женщин и детей, и около 150.000 угнанных в неволю), что, по легенде, и заставило его искать душевного спокойствия в религиях, альтернативных ведической традиции. Был ли это именно буддизм, либо всё же джайнизм или учение адживика, спорят, на самом деле, до сих пор. Фактом остаётся лишь то, что именно в дни Ашоки все эти маргинальные антибрахманические религии получили в Индии подлинное распространение, а официальная поддержка их послужила началу развития на субконтиненте как письменности (джайнские библиотеки, к слову, древнейшие в Индии), так и монументального искусства. Катализатором же этого всего полужило, в конечном счете, именно противостояние Ашоки Маурья с царством Калинга.

Калинга во времена Кхаравелы

При преемниках Ашоки она довольно споро вернула себе независимость. А при легендарном калингийском правителе Кхаравела (начало I в до н. э.) царство не только окрепло и достигло могущества, но даже смогло на время покорить державу Магадха.

Этот край и его народ упомянуты в традиционном индийском эпосе «Махабхарата» (где, в частности, сказано об их древности и многочисленности).

Античные источники по землеописанию (например Плиний Старший), упоминают в Индии диковинный народ Calingae, чьи представители живут всего по 8 лет. Упоминаются крупные города, такие как Dandagula (Dandaguda) и Parthalis (Protalis).

Во времена династии Гупта Калинга вновь утратила независимость. Упадок привёл к запустению, отмеченному китайским естествоиспытателем Сюаньцзаном.

В VIII веке была присоединена к царству бенгальской династии Пала. Примерно с тех пор основным языком на её территории стал язык ория, близкий бенгальскому. В честь этой народности, ставшей доминантным населением региона, край и стал со временем именоваться «Орисса».

Историко-культурным процессам на территории Ориссы посвящено несколько весьма познавательных англоязычных материалов.

Архитектура

Старинный регион хранит память о былом в целой серии исторических памятников.

В наши дни штат знаменит своими храмовыми комплексами — в первую очередь такими, как Храм Солнца в Конараке, храм Джаганнатхи в Пури и храм Лингараджа в Бхубанешваре. Знамениты также бхубанешварский храм Байтала и храм Варахи в деревушке Чаураси.

Храм Лингараджа

Регион имеет довольно самобытную архитектурную традицию. Для культовых построек в Одише используют слово Deuḷa. Выделяют три стилистических типа храмов: Rekha Deula, Pidha Deula — связанных с символикой Вишну, Шивы и Сурьи, — и Khakhara Deula, связанную со стилистикой Дурги и Чамунди.

Напоминая в целом характерную индуистскую стилистику «Гор поросших лесом», храмы Калинги несут привязку и к анатомии человеческого тела, что отразилось как в планировке, так и в терминологии. В частности, базовую планировку делят на Bāḍa (нижние конечности), Ganḍi (торс) и Cuḷa/Mastaka (голова), что отражено как в оформлении, так и в отношении верующих к этим зонам и соответственной культуре поведения.

Культура и творчество мастеров царства Калинга с древних пор пронизано идеологией шактизма. Центровой храмовый оберег (lalatabimba) над входом типовых Deuḷa региона это, как правило, изображение Гаджа-Лакшми в позе лалитасана . Нельзя не упомянуть и местный тантрический храм Чаусанти Йогини, чье возведение отсылают к правлению царицы Хирадеви (IX век).

Население

Название от этнонима «ория» — основного населения этого штата.

Тем не менее, можно с изрядной вероятностью допускать что исконное население Одиши/Ориссы — в бытность её царством Калинга — представлено ныне малочисленными восточно-дравидийскими племенами Кхонда и австронезийцами Бонда (говорят на языках, родственных наречиям мунда). Те и другие являются адиваси — коренным населением Индии.

По данным переписи 2001 года население Ориссы составляет 36 706 920 человек; 50,89 % составляют мужчины, 49,11 % — женщины. Плотность населения — 236 чел./км². Сельское население — 85,01 %, городское — 14,99 %. Главная этническая группа региона — ория. 83,2 % населения говорит на языке ория; 2,8 % — на хинди; 2,5 % — на куи; 2,5 % — на сантали; 1,9 % — на телугу; 1,7 % — на урду; 1,3 % — на бенгали. Имеются также носители различных австроазиатских и дравидийских языков, распространённых в регионе, однако их доля незначительна.

Индуизм исповедуют 94,4 % населения, христианство — 2,4 %, ислам — 2,1 %, другие религии — 1,1 %. Уровень грамотности составляет 63,61 % населения; 75,95 % мужчин и 50,97 % женщин. По данным на 2000 год, более 47 % населения живёт за чертой бедности, что гораздо выше среднеиндийского показателя. Рождаемость составляет 23,2 на 1000 человек; смертность — 9,1 на 1000.

Административное деление

Политика

Экономика

Орисса имеет значительные запасы каменного угля, железной руды, бокситов, хромитов, алюминия. Развита металлургическая и нефтехимическая отрасли. Важную роль играет также обширное побережье штата и выгодное транспортное положение. Штат привлекает большое количество инвесторов, особенно в области горной промышленности и металлургии. Развита отрасль информационных технологий.

Культура

Подавляющее большинство населения штата — индуисты, принадлежащие к самым разным направлениям. Большинство из них — это шактисты, шиваиты и вишнуиты. Вишнуизм (другое название — вайшнавизм) особенно распространён в Ориссе, так как здесь расположена одна из величайших святынь вайшнавизма — храм Джаганнатхи в Пури. Большинство вайшнавов Ориссы принадлежат к бенгальской ветви вайшнавизма — гаудия-вайшнавизму.

В 2008 году в штате в результате погромов 50 тысяч христиан покинули свои дома, погиб 81 человек, было разрушено и сожжено 4677 домов, 236 храмов и 36 монастырей.