Приозерск (станция)

19.12.2020


Приозерск — станция Октябрьской железной дороги, в городе Приозерск Ленинградской области. Здание железнодорожного вокзала является выявленным объектом культурного наследия народов России.

Краткая характеристика

Расположена на линии Санкт-Петербург — Кузнечное — Хийтола, между остановочными пунктами Синёво и 148 км. Следующий раздельный пункт в сторону Санкт-Петербурга — Мюллюпельто, в сторону Хийтолы — Кузнечное. Отнесена к Санкт-Петербургскому отделению Октябрьской железной дороги.

История

Впервые предложение о строительстве железной дороги, которая проходила бы через Кексгольм, поступило в 1887 году от помещика Финляндского княжества из Сумпула, который на собрании общины предложил план строительства железнодорожных путей из Сортавалы через Кексгольм, Пюхя-ярви, Саккола и Рауту в сторону Санкт-Петербурга до станции Левашово Выборгской железной дороги.

Власти в целом план строительство одобрили, поскольку дорога облегчила бы скорый вывоз различных продуктов сельского хозяйства на продажу в столицу. В свою очередь поступило разрешение Финляндского Сената государственному советнику Энгману на строительство электрифицированной железной дороги (по примеру Германии) из Петербурга на Иматру через Рауту. Железная дорога Санкт-Петербург — Хийтола должна была обеспечить сообщение между Санкт-Петербургом и железной дорогой Выборг — Йоэнсуу. К работам приступили летом 1913 года. В течение 1914 года успели завершить отсыпку насыпи на участке Хийтола — Кякисалми.

Станция введена в промышленную эксплуатацию и открыта для пассажиров и перевозки грузов в 1916 году. Железная дорога от Санкт-Петербурга до Хийтолы (179 км.) была построена компанией «Suomen Valtion Rautatiet» и полностью введена в эксплуатацию к началу 1917 года.

С 1918 по 1948 год станция именовалась как Кякисалми (от финских слов kaki — «кукушка» и salmi — «пролив»). Также, с 1916 по 1948 год использовалось и шведское название — Кексгольм (от шведских слов gok — «кукушка» и holm — «остров»). С 1918 по 1940 годы станция и город находились в составе Финляндии.
Электрифицирована в 1975—1976 годах, в составе участка Сосново — Приозерск — Кузнечное.

Путевое развитие

На станции 8 путей, два из которых — тупиковые, расположенные с восточной стороны от главного пути. С западной стороны от главного пути расположены пять приёмоотправочных путей.

Между главным путём и первым тупиковым путём расположена островная пассажирская платформа. Вторая пассажирская платформа расположена сбоку от второго тупикового пути, и в настоящее время электропоездами не используется, равно как и второй тупиковый путь.

Первый тупиковый путь используется электропоездами, для которых станция является конечной. Проходящие электропоезда, а также поезд № 350 Санкт-Петербург — Костомукша, останавливаются на главном пути. От южной горловины станции на восток отходит подъездной путь к Приозерскому деревообрабатывающему заводу.

Вокзал

Деревянное здание вокзала 1916 года типовой постройки в стиле «северного модерна» на Финляндской железной дороге, архитектор проекта Туре Хеллстрём. Здание реконструированное в 2007—2008 гг., расположено с восточной стороны станционных путей. Турникеты на станции отсутствуют. Иногда осуществляется перронный контроль.

Пассажирское движение

На станции останавливаются все пригородные поезда СЗППК, а также пассажирский поезд дальнего следования (350А ↔ 350В) Санкт-Петербург — Костомукша и поезда-экспрессы «Ласточка» сообщением: Горный парк Рускеала - Санкт-Петербург (Рускеальский экспресс) и Санкт-Петербург - Кузнечное.

Скоростное движение

Фотогалерея