71-631

22.12.2020


71-631 (согласно Единой нумерации. Жаргонное название — КТМ-31) — сочленённый шестиосный трамвайный вагон производства Усть-Катавского вагоностроительного завода. По состоянию на август 2017 года выпущено 61 (из них 31 мод. 71-631-02) экземпляр, из них: 43 — эксплуатируются в Санкт-Петербурге (из них 28 мод. 71-631-02), 10 — в Самаре, 4 - в Краснодаре, 4 — в Даугавпилсе. Первые три вагона проходили испытания в Златоусте, ещё один вагон осенью 2014 года испытывался в Челябинске.

История создания

71-631-02 в Санкт-Петербурге

Трамвайный вагон модели 71-631 был разработан и запущен в производство в 2011 году на базе серийного вагона 71-623, с учётом замечаний по первому опытному 6-осному вагону 71-630. Первый выпущенный экземпляр был выполнен в одностороннем исполнении и передан в Санкт-Петербург, хотя изначально планировалось отправить этот вагон в Киев, в связи с чем вагон даже был покрашен в жёлто-синие цвета и имел надписи в салоне и на приборной панели на украинском языке, однако поставки были сорваны. До конца 2012 года Петербургским предприятием «Горэлектротранс» было приобретено ещё пять двусторонних трёхсекционных челночных трамваев Усть-Катавского вагоностроительного завода.

Конструкция

Салон третьей (хвостовой) секции вагона 71-631

Трамвайный вагон является на 72 % низкопольным, состоит из трёх секций (два висячих узла сочленения), имеет шесть осей.

Тележки

Трамвайный вагон укомплектован тележками двух типов: моторные подкатываются под головные секции, бегунковая — под среднюю.

На каждой моторной тележке установлено по два асинхронным трёхфазных тяговых двигателя с короткозамкнутым ротором закрытого типа и с самовентиляцией, производства Skoda, номинальной мощностью 125 кВт. Двигатели установлены поперечно, в отличие от продольной установки на вагонах Tatra T3, КТМ-5 и подобных, карданный вал отсутствует.Для передачи крутящего момента от выходного вала редуктора на ось колёсной пары разработана специальная эластичная муфта. Такое решение позволило снизить неподрессоренную массу до 700 кг, благодаря чему уменьшается износ рельсового пути.

Тормоза

Вагон оснащён тремя видами тормозов: электрическим (рекуперативным), дисковым и магниторельсовым. На каждой колёсной паре тележки установлены два дисковых тормоза: тормоз дисковый позитивный (привод работает на затормаживание) и тормоз дисковый негативный (тормозное нажатие создаётся пружинами, привод работает на растормаживание). Эти тормоза отличаются типом исполнительного механизма.

Тормоз дисковый позитивный используется при служебном и экстренном торможении совместно с динамическим тормозом, а также является основным средством торможения при аварийном отсутствии электрического тормоза. Тормоз дисковый негативный выполняет функцию стояночного тормоза.

Магниторельсовый тормоз является средством дополнительного замедления вагона при аварийном и экстренном торможении.

Салон

В салоне предусмотрены широкие дверные проёмы и просторные накопительные площадки в низкопольной части вагона, что позволяет увеличить скорость посадки-высадки и создаёт комфортные условия для пассажиров с детьми и людей с ограниченными возможностями.

Также в салоне установлена комплексная цифровая информационная система, включающая автоинформатор, громкоговорящую связь, маршрутные указатели, информационное табло (бегущая строка). Вагон укомплектован навигационным оборудованием ГЛОНАСС.

Модификации

71-631

  • Трёхсекционный низкопольный односторонний вагон (с одной кабиной). Вагон имеет 6 дверей, расположенных по правой стороне, из которых четыре — двустворчатые и две — одностворчатые. Выпущено 8 экземпляров.

71-631-02

  • 3-секционный низкопольный двусторонний вагон (с двумя кабинами). Вагон имеет 8 дверей, расположенных симметрично по обеим сторонам, из которых четыре — двустворчатые и четыре — одностворчатые. Выпущено 15 экземпляров.

71-631-02.02

  • 3-секционный низкопольный двусторонний вагон (с двумя кабинами). Вагон имеет 8 дверей, расположенных симметрично по обеим сторонам, из которых четыре — двустворчатые и четыре — одностворчатые. Имеет электрооборудование «ЭПРО». Выпущено 16 экземпляров.

71-631-03

  • Трёхсекционный низкопольный односторонний вагон (с одной кабиной) с кондиционером. Вагон имеет 6 дверей, расположенных по правой стороне, из которых четыре — двустворчатые и две — одностворчатые. Выпущено 4 экземпляра.

Эксплуатирующие города

По состоянию на март 2019 года вагоны серии 71-631 эксплуатируются в Санкт-Петербурге (трамваи работают на маршрутах 3, 10, 27, 39, 48А, 55, 100, А) и Даугавпилсе (трамваи работают на маршруте 1). Ранее один вагон находился на испытании в Челябинске.

Производство и портфель заказов

Производственная программа УКВЗ по выпуску вагонов 71-631:

Портфель заказов:

Сравнение с конкурентами

Фотогалерея

Трамвайные вагоны 71-631 и 71-631-02 на испытаниях в Златоусте:

Эксплуатация трамвайных вагонов 71-631 в других городах: