Мозг Альберта Эйнштейна



Мозг Альберта Эйнштейна очень часто становился объектом исследований и спекуляций. Он был извлечён через 7 часов после смерти выдающегося физика. Мозг учёного привлёк общественное внимание, поскольку Эйнштейн считался одним из самых гениальных мыслителей XX столетия. Особенности строения мозга Эйнштейна использовались для поддержки различных идей о корреляции между нейроанатомией мозга и гениальностью. Научные исследования показали, что области мозга Эйнштейна, ответственные за речь и язык, уменьшены, в то время как области, ответственные за обработку численной и пространственной информации, увеличены. Другие исследования констатировали увеличение количества нейроглиальных клеток.

Извлечение и сохранение мозга Эйнштейна

17 апреля 1955 года 76-летний физик был доставлен в Принстонский госпиталь с жалобой на боль в груди. На следующее утро Эйнштейн скончался от массивного кровоизлияния после разрыва аневризмы аорты. Мозг Эйнштейна был извлечён и сохранён Томасом Харви (англ. Thomas Stoltz Harvey), патологоанатомом, который выполнил вскрытие тела учёного. Харви надеялся на то, что цитоархитектоника позволит получить полезную информацию. Через внутреннюю каротидную артерию он ввёл 10%-ный раствор формалина, и в дальнейшем хранил неповреждённый мозг в 10%-ном формалиновом растворе. Харви сфотографировал мозг под различными углами и затем разрезал его на приблизительно 240 блоков. Полученные сегменты он упаковал в коллоидную плёнку. По всей видимости, его уволили из Принстонского госпиталя вскоре после того, как он отказался отдать органы.

Научное изучение строения мозга ученого

Работа 1984 года

Первая научная работа, посвящённая изучению мозга Эйнштейна, была выполнена Марианой Даймонд, Амолд Сшейбель, Грин Мерфи и Томасом Харвей и опубликована в журнале «Экспериментальная нейрология» в 1984 году. В работе сравнивались 9-е и 39-е поля Бродмана из обоих полушарий головного мозга. Результатом работы стал вывод о том, что соотношение числа нейроглийных клеток к нейронам у Эйнштейна, в 39-м поле левого полушария, превышает средний уровень контрольной группы.

Исследование критиковалось Канзой (англ. S.S. Kantha) из Осакского Института Биологических наук, и Теренсом Хайнсом (англ. Terence Hines) из Университета Пейса. Недостатком данного исследования является то, что для сравнения использовались образцы коры головного мозга всего лишь 11 человек, которые в среднем были на 12 лет моложе Эйнштейна на день его смерти. Точного количества нейронов и нейроглийных клеток подсчитано не было, вместо этого приведены их соотношения. В то же время исследовались слишком маленькие участки мозга. Указанные факторы не позволяют сделать обобщённый вывод.

Работа 1996 года

Вторая научная работа была опубликована в 1996 году. Согласно ей, мозг Эйнштейна весит 1230 г, что меньше, чем средний вес мозга обычного взрослого мужчины в этом возрасте, составляющий 1400 г. В этой же работе было установлено, что в коре головного мозга Эйнштейна плотность нейронов намного больше среднестатистических значений.

Работа 1999 года

Последняя статья была опубликована в медицинском журнале «The Lancet» в июне 1999 года. В ней мозг Эйнштейна сравнивался с образцами мозга людей, средний возраст которых был 57 лет. Были выделены участки мозга учёного, имеющие большие размеры и отвечающие за способности к математике. А также, выяснилось, что мозг Эйнштейна на 15 процентов шире, чем в среднем.

Разрешение на вскрытие

Вопрос получения разрешения на аутопсию учёного окутан туманом. В биографии Эйнштейна, написанной Рональдом Кларком в 1970 году, сообщается: «… он настаивал на том, чтобы его мозг использовался для научных исследований, а тело было кремировано».

Томас Харвей, патологоанатом, проводивший вскрытие, признался: «Я просто знал, что у нас есть разрешение делать аутопсию, я также думал, что мы собираемся изучать мозг». Однако последние исследования предполагают, что это неправда и мозг был вынут и сохранён без разрешения как самого Эйнштейна, так и его близких родственников.

Сын учёного, Ганс Альберт Эйнштейн, неохотно согласился на извлечение мозга постфактум. Он настаивал на том, что мозг его отца должен использоваться только для научных исследований, с последующей публикацией результатов в самых известных научных журналах.