Снятие с креста

26.12.2020


Снятие с креста (греч. Ἀποκαθήλωσις) — эпизод Страстей Христовых, следующий за распятием и предшествующий оплакиванию Иисуса.

Евангельский рассказ

Рассказ о снятии тела Иисуса с креста приводится у всех четырёх евангелистов и каждый из них связывает это событие с именем Иосифа Аримафейского, тайного ученика Христа. В Евангелиях не описано как происходило само снятие тела, рассказывается лишь о том, как Понтий Пилат дал на это разрешение.

Апокрифические рассказы

Снятие с креста
(византийская икона, XIV век)

В апокрифическом «Евангелии от Петра», написанном в первой половине II века, не сообщается кто снял тело Иисуса с креста, а Иосиф Аримафейский получает его от иудеев:

И тогда вытащили гвозди из рук Господа и положили Его на землю. И земля вся сотряслась, и начался великий страх. Тогда солнце засветило, и стало ясно, что час ещё девятый. Обрадовались иудеи и отдали Иосифу тело Его, чтобы он похоронил тело…

— Евангелие от Петра (6:21-24)

Апокрифическое «Евангелие от Никодима» (самые ранние версии датируются IV веком), написанное от лица одного из участников погребения Христа, придерживается канонического рассказа об этом событии:

И вот некий муж по имени Иосиф, который тайно шёл от Аримафеи, города Иудейского, взыскуя Царства Божьего, не стерпев поношения и клеветы иудейской, обратился к Пилату и попросил тело Иисусово, и снял с креста, и обвил Его платом чистым, и положил Его в гробницу новую…

— Евангелие от Никодима (11)

В изобразительном искусстве

При изображении снятия тела Иисуса с креста художники домысливали участников так как в Евангелиях сообщается только об Иосифе Аримафейском. Действующие лица обычно аналогичны участникам погребения Христа: Иосиф Аримафейский, Никодим, Иоанн Богослов, Богородица и жены-мироносицы. Сцена снятия с креста может совмещаться с иными композициями страстного цикла (оплакивание, положение во гроб).