Шпунт Ларсена

31.12.2020


Шпунт Ларсена — металлический профиль, представляющий собой жёлоб c закруглёнными краями боковых стенок (пазами) или замками.

История

Мысль взять металлическую полосу, загнуть её кромки буквой U, чтобы потом такие полосы можно было бы соединять краями и забивать в землю для получения сплошной стены, разделяющей воду и грунт (или разные типы грунтов или вод), пришла в 1902 году в голову главному инженеру немецкого города Бремен Тригви Ларсену (нем. Tryggve Larssen). Он запатентовал своё изобретение в 1910 году. Но массовое производство такого шпунта началось только когда его удалось сделать относительно недорогим в производстве (чтобы не жалко было оставлять в грунте) — в 1912 году прокатно-сталелитейный гигант Thyssen начал горячую прокатку шпунта, который получил название в честь своего изобретателя.

Применение

История применения шпунта Ларсена начинается с 1910 года, и в настоящее время он широко используется при укреплении берегов водоёмов и других искусственных насыпей, а также с целью защиты откосов выемок от обрушения, затопления периметра выемки, перемещения грунтов внутри рабочей зоны строительной площадки.

Описание

Шпунт Ларсена выпускается как отечественными, так и зарубежными производителями. Помимо корытообразного U-профиля, шпунт Ларсена выпускается с различным поперечным профилем, таким как S, Z, L, Ω (Omega) — глубокий корытообразный или Ω — мелкий корытообразный. Наиболее распространенными профилями в строительстве на сегодняшний день являются шпунт Ларсена Л4 и Л5.

Шпунт Ларсена изготавливают как из стали, так и из полимерных материалов.

Монтаж шпунта Ларсена осуществляется как погружением единичных шпунтин замок в замок, так и секций, состоящих из 3-7 шпунтин (в зависимости от глубины погружения, характеристик грунта, методов погружения). Монтаж секций осуществляется путем их предварительной сборки на поверхности грунта, подъёма при помощи траверсы на грузоподъёмном оборудовании, и последующего погружения шпунтин, начиная от крайних.

Длина шпунтов (глубина погружения) может доходить до 34 метров.

Способы монтажа шпунта Ларсена:

  • погружение шпунтин при помощи вибропогружателя (наиболее распространенный способ);
  • погружение копровой установки методом динамической забивки дизельными (наиболее дешевый способ) и гидравлическими молотами;
  • статическое вдавливание шпунтин.
  • При реконструкции

    Выбор способа погружения (забивка, вибропогружение или вдавливание) осуществляется с учётом допустимого расстояния между новыми и существующими фундаментами, которое определяется в зависимости от влияния на последние динамических воздействий. Для этой цели производятся пробная забивка свай и инструментальные измерения уровня колебаний грунта.

    Перед началом производства работ производится обследование зданий и сооружений, расположенных на расстоянии до 20 м, с составлением акта об их состоянии с привлечением служб эксплуатации. Производство работ рядом с существующими ветхими зданиями ведётся с особой осторожностью, производятся наблюдения за появлением или раскрытием имеющихся трещин. Если расстояние меньше допустимого, обязательно ведётся наблюдение за деформациями и осадками существующих зданий и сооружений, а на расстоянии, равном допустимому, они ведутся, если:

    • вблизи них есть или планируются котлованы, отметка дна которых ниже отметок подошвы обычных или низа ростверков свайных фундаментов;
    • отсутствует боковая засыпка фундаментов на расстоянии от их края, равном полуторной глубине заложения;
    • существующие здания находятся в зоне влияния подземных выработок (метро, тоннели и т. п.).

    Для уменьшения деформаций оснований, сложенных песчаными грунтами, забивку и вибропогружение свай начинают с наиболее удалённых от здания рядов, а в основаниях, сложенных глинистыми грунтами, — с ближних рядов.

    Если расстояние до существующих зданий и сооружений меньше допустимого и деформация основания и сооружения может достигать предельной величины, предусматриваются в проекте меры по уменьшению динамических воздействий посредством:

    • устройства лидерных скважин для погружения свай;
    • погружения свай с подмывом;
    • снижения высоты падения ударной части молота;
    • погружения свай и шпунта вибропогружением взамен забивки;
    • уменьшения количества одновременно работающих молотов и вибропогружателей;
    • применения метода вдавливания;
    • применения при погружении шпунта обмазок для снижения трения по боковой поверхности и в замках.

    Забивка свай и шпунта рядом с жилыми зданиями допускается только в дневное время, вблизи административных зданий — в ночное время, а рядом с учебными заведениями, театрами, клубами и т. п. — при отсутствии занятий, спектаклей или в перерывах между ними.