Притчи Иисуса Христа



Притчи Иисуса Христа — изложенные в Евангелиях назидательные истории, рассказанные Иисусом Христом. Большинство притч содержится в синоптических Евангелиях, в то время как в Евангелие от Иоанна вошла только одна притча — Притча о добром Пастыре.

Причина использования

Причина, по которой Иисус выбрал иносказательную форму для своей проповеди, указана, в частности, в Евангелии от Матфея:

И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют

— Мф. 13:10-13

Иоанн Златоуст считает, что Иисус использовал притчи, «чтобы сделать слова Свои более выразительными, облечь истину в живой образ, глубже запечатлеть её в памяти и как бы представить глазам».

Феофилакт Болгарский объясняет использование Иисусом иносказательной формы тем, чтобы лишь «ищущие» способны были понять суть произносимого, от остальных же она нарочно была сокрыта, «дабы знание должного не послужило к большему их осуждению, когда они не исполняют сего должного».

Сюжеты

Притчи Иисуса Христа отличаются простотой в подборе сюжетов: видя засеянное поле, он рассказывает притчу о сеятеле, зная, что его ученики по большей части рыболовы, он рассказывает им притчу о рыбной ловле. Таким образом, сюжеты притч заимствованы из окружающей действительности, понятной слушателям. Александр Мень отмечает, что

Притчи невольно захватывают слушателя и читателя, заставляют их включаться в переживания действующих лиц. Лаконичная и яркая образность притч, их поэтическая структура и изобразительные средства (гиперболы, метафоры, контрасты, неожиданные концовки) помогали их быстрому запоминанию наизусть.

Перечень притч

Число притч Иисуса Христа затруднительно для подсчёта, так как иногда к ним относят и краткие изречения в форме метафор (например, «Вы — соль земли» (Мф. 5:13)). Притч, представляющих собой законченные новеллы, насчитывают более тридцати. Большая их часть содержится в синоптических Евангелиях. В Евангелии от Иоанна притчи Христа носят в большинстве своём характер развёрнутых метафор.

В Евангелиях встречаются также краткие высказывания Иисуса, изложенные языком притч. К ним относятся рассказы:

  • о человеке благоразумном, построившем свой дом на камне, и о безрассудном, воздвигшем свой дом на песке (Мф. 7:24-27, Лк. 6:47-49),
  • о ветхой одежде и о ветхих мехах (Мф. 9:16-17), (Лк. 5:36-39)
  • о женихе и сынах брака (Мф. 9:15).
  • о двух слепцах (Лк. 6:39-40); Иисус произнёс подобное высказывание также в отношении книжников и фарисеев (Мф. 15:14)
  • о доме сильного (Мф. 12:29)
  • об овце, упавшей в яму (Мф. 12:11-12)
  • о хозяине дома и воре (Мф. 24:43)
  • о детях на улице (Лк. 7:32)
  • о разделившемся царстве и доме (Мф. 12:25)
  • о малых птицах (Мф. 10:29-31)