Мало-Петровский мост

24.01.2021


Мало-Петровский мост — мост через реку Ждановку в Петроградском районе Санкт-Петербурга, соединяет Петроградский и Петровский острова.

Расположение

Расположен в створе моста Бетанкура, связывая его с Новоладожской и Ждановской улицами. На Петровском острове к мосту подходят Ремесленная улица и Петровский проспект.

Выше по течению находится 4-й Ждановский мост.

Ближайшие станции метрополитена — «Чкаловская», «Спортивная».

Название

С 1820-х годов мост назывался Петровским или Новым Петровским, а с 1876 года – Малым Петровским (для отличия от Большого Петровского моста через Малую Невку). Существующее название известно с 1930-х годов.

История

В 1828 году здесь существовал деревянный семипролётный мост подкосной системы. Общая длина моста по настилу составляла 90 м. Каждая речная опора состояла из 18 свай. Мост неоднократно ремонтировался в дереве: в 1842, 1866, 1873 годах. В 1883 году мост был перестроен заново. В 1918 году мост был расширен на 2,8 м до 11 м (без смены нижнего строения). В 1928 году, в виду ветхости деревянного моста и в связи с прокладкой трамвайной линии, был сооружён новый железобетонный однопролётный арочный мост по проекту инженеров Б. Д. Васильева, О. Е. Бугаевой. Строительство моста осуществлялось в 1927—1928 годах под руководством инженеров Г. Г. Зурабова и О. Е. Бугаевой.

Пролётное строение состояло из четырёх железобетонных бесшарнирных арок, которые в замке сливались с плитой проезжей части, а в пятах переходили непосредственно в контрфорсы устоев. Устои моста были на свайном основании с бетонной подушкой толщиной 1,0 м.

Расчётный пролёт величиной 41 м считался рекордным для того времени в СССР. Длина моста по концам открылков устоев оставляла 49,9 м. Проектная ширина моста между перилами была 18 м, ширина каждого тротуара по 1,5 м, проезжей части 15,0 м.

Первоначально мост имел массивные железобетонные парапеты вместо металлических перил (из-за экономии дефицитного материала). В ходе эксплуатации на мосту было установлено чугунное перильное ограждение художественного литья, однотипное с перильным ограждением разводного пролёта Благовещенского моста.

В 2005—2006 годах выполнено обследование Мало-Петровского моста с целью определения технического состояния сооружения. В результате проведенных работ было выявлено, что нормативный износ пролетного строения моста оценивается в 80—100%; в целом сооружение не соответствовало современным требованиям, предъявляемым к городским мостам по условиям безопасности и долговечности. Проект нового моста был разработан ЗАО «Институт «Стройпроект» (ГИП А. В. Бастрыгин) в составе проекта строительства моста через Малую Неву в районе острова Серный.

В 2016 году мост был закрыт на реконструкцию. На время строительства выше по течению был сооружён временный пешеходный мост. В 2017 году железобетонный арочный Мало-Петровский мост демонтировали. Взамен в 2018 был построен новый в составе моста Бетанкура через Серный остров.

Конструкция

Мост однопролётный балочный металлический с ортотропной плитой проезжей части. Расчетный пролет моста — 37,5 м. В поперечном сечении пролётное строение имеет 14 главных балок двутаврового сечения. Высота стенки главной балки от 1,15 м до 1,39 м. Нижний пояс главных балок переменного сечения. Верхний пояс представляет собой ортотропную плиту с листом настила толщиной 14 мм и продольными ребрами замкнутого поперечного сечения, расположенными с шагом 600 мм, а также поперечными балками с высотой стенки 580 мм. Поперечные балки устанавливаются с шагом вдоль оси моста 3 м. По оси опирания главные балки объединены домкратными балками. Длина монтажных блоков главных балок принята 12,7 м, максимальная масса монтажного блока составляет 12.5 т. Монтажные стыки главных балок выполнены комбинированными: верхний и нижний пояса стыкуются на сварке, а стенки главных балок и продольные ребра — на высокопрочных болтах М22.

Устои монолитные железобетонные с фундаментами на буронабивных железобетонных сваях диаметром 1,2 м. На участках примыкания к существующей набережной выше моста по течению, и ниже моста устроены участки новой набережной. Конструкция новой набережной — на шпунте типа Ларсен-5, объединенном по верху монолитной железобетонной банкеткой.

Полная длина моста по концам откосных крыльев составляет 54,25 м. Ширина моста — от 35,72 до 36,69 м. Габарит проезжей части моста составляет 12+2,61+12м. Тротуары 2x3,5 м.

Мост предназначен для движения автотранспорта и пешеходов. Проезжая часть моста включает в себя 6 полос для движения автотранспорта. Покрытие проезжей части — асфальтобетон, на тротуарах уложен литой асфальт. Деформационные швы типа «ThormaJoint». Тротуары отделены от проезжей части сборным железобетонным парапетным ограждением высотой 750 мм. Перильное ограждение на мосту стальное оцинкованное высотой 1,1 м. Лицевые поверхности устоев и откосных крыльев облицованы гранитом.