Промышленные железные дороги Греции



В Греции были построены сети промышленных железных дорог специально для нужд горнодобывающих и крупных перерабатывающих предприятий. Также на время строительства крупных цехов сооружались временные дороги. Построенные промышленные дороги имеют колею шириной 1000 мм (метровая колея) или 600 мм (узкоколейная железная дорога). В частности, эти дороги используются следующими предприятиями:

  • Аливери: электростанция, колея 1000 мм
  • Птолемаис: городская электростанция и станция LIPTOL, колея 900 мм
  • Волос: цеха по производству кирпичей и черепицы «Цалапатас», колея 600 мм. Цеха в настоящее время являются промышленным музеем, среди экспонатов которого — паровоз Decauville и вагоны.
  • Эретрия: шахты по добыче хрома, колея 600 мм, частично пересекается с Фессалийскими железными дорогами в Ригионе.
  • Лаврион: шахты, колея 1000 мм, соединяются с железной дорогой Афины — Лаврион, узкоколейной 600-мм дорогой и специальной 550-мм дорогой.
  • Диониссос: компания по добыче мрамора English Marble Company, колея 600 мм и 1000 мм, соединяются с железной дорогой Лаврионская площадь — Строфили.
  • Ларимна: никелевые рудники LARCO.
  • Ираклион и Ксиропотамос: строительство порта Ираклиона в 1922—1934 годах

Железная дорога шахт и электростанции Аливери

Железнодорожная сеть электростанции Аливери использовалась для перевозки бурого угля с шахт на электростанцию у моря, использовавшую морскую воду для охлаждения. Сеть дорог с метровой колеёй построена в 1958 году Государственной энергетической корпорацией Греции на месте сети 600-мм дорог и позже расширялась, дойдя до суммарной протяжённости в 22 км. Бурый уголь вывозился из шахт, находившихся в глубине страны, к электростанции; также из зон добычи угля вывозился накапливавшийся порох. По дороге ездили пять паровозов Jung, которые в 1980-е годы были заменены дизельными локомотивами Nippon Saryo (4 штуки) и Diema (одна штука). Манёвровый локомотив производства Orenstein & Koppel 1958 года выпуска использовался для перевозки стальных стройматериалов. До 1988 года сеть регулярно работала, пока электростанция не перешла на более тяжёлое топливо и шахты не закрылись.

В зоне шахт бурый уголь перевозился составами с паровозами Decauville на 600-мм железной дороге. Позже она была электрифицирована, по ней затем ездили три локомотива типа AEG EL5 и три локомотива типа AEG EL6. В 1970-е годы тоннели были затоплены, а добыча угля пошла уже около поверхности. В настоящее время один из локомотивов Nippon Saryo используется в Велестино обществом EMOS, которое борется за защиту заброшенных участков Фессалийских железных дорог.

Железная дорога Птолемаиса

Экономика Птолемаиса основана на добыче бурого угля. Крупнейшими производителями были AEVAL (удобрения), электростанции Государственной энергетической корпорацией Греции и LIPTOL (выработка электроэнергии, производство сухого бурого угля в форме порошка и кирпичей). Из Аминтайо была построена стандартная железная дорога, от которой шла ветка в Козани с крупной подветкой к электростанции Агиос-Димитриос и малыми подветками от станций Команос к другим электростанциям у Птолемаиса.

Помимо этого, использовалась специальная 900-мм железная шахтная дорога, соединявшая Северный и Западный участки добычи бурого угля и использовавшаяся для обеспечения нужд промышленных потребителей. Использовались 12 электрических локомотивов Bo-Bo (тип EL 4 немецкого производства) мощностью 760 кВт и четыре манёвровых локомотива типа B. После исчерпания запасов бурого угля дорогу закрыли, в настоящее время на новых участках работают системы ленточных конвейеров.