Лисецкий, Сергей Афанасьевич

02.02.2021


Сергей Афанасьевич Лисецкий (род. 13 февраля 1926, Киев) — советский украинский кинооператор.

Биография

Родился 13 февраля 1926 года в Киеве.

Фотографией увлёкся ещё в юности, в 1939 году купив себе первый фотоаппарат

Участник Великой Отечественной войны. В РККА с октября 1943 года, воевал на 2-ом и 1-ом Украинских фронтах, рядовой, разведчик 333-ей отдельной разведроты 254-ой стрелковой дивизии.

В феврале 1945 года, возвращаясь с разведгруппой с задания в тылу противника, в ходе которого были обнаружены немецкие танки и скопление пехоты:

на обратном пути натолкнулись на засаду, вступили в бой, в котором сам, лично, уничтожил 4 немца и пулемёт. Важные сведения о противнике были доставлены точно в срок.

— из наградного листа на Орден Славы III степени, 10 марта 1945 года

После войны ещё пять лет служил, благодаря умению обращаться с фотокамерой стал фотокорреспондентом в военных газетах.

В 1950—1956 годах окончил операторский факультет ВГИКа (1956, мастерская Леонида Косматова).

С 1956 года работал оператором на Киевской киностудии художественных фильмов им. А. Довженко.

Преподаватель Киевского университета театра, кино и телевидения им. И. Карпенко-Карого.

Заслуженный деятель искусств Украины (1995).

Фильмография

Оператор-постановщик фильмов:

  • 1959 — Солдатка
  • 1961 — Радость моя
  • 1962 — Мы, двое мужчин
  • 1963 — Наймичка
  • 1965 — Проверено — мин нет
  • 1968 — Лелейская гора
  • 1969 — Где 0-42?
  • 1972 — Лавры
  • 1975 — Переходим к любви
  • 1978 — Искупление чужих грехов
  • 1980 — Платон мне друг
  • 1982 — Тайны святого Юра

В качестве режиссёра поставил художественный фильм «Прелюдия судьбы» (1984), был сорежиссёром нескольких документальных фильмов.

Критика

В кинематографическом творчестве Лисецкого доминирует тенденция к обретению наиболее адекватной и действенной формы визуально-пластической выразительности для создания целостного экранного образа, стремление гармонического сочетания живописности изображения, музыкального звучания и содержания драматургический-актерского действия.

— киновед Л. И. Брюховецкая