Система Хорнбостеля — Закса



Система Хорнбостеля — Закса — систематическая классификация музыкальных инструментов, разработанная австрийским музыковедом Эрихом Морицем фон Хорнбостелем (1877—1935) совместно с немецким музыковедом Куртом Заксом (1881—1959). Впервые опубликована в 1914 году в журнале Zeitschrift für Ethnologie. Система принята за основу в инструментоведении многих европейских стран, США, России.

В основу системы Хорнбостеля — Закса был положен метод классификации, разработанный французским инструментальным мастером Виктором-Шарлем Маийоном впервые ещё в 1866 г.

Хорнбостель и Закс классифицировали музыкальные инструменты по двум основным критериям: источнику звука и способу извлечения звука. По первому признаку инструменты подразделяются на самозвучащие (идиофоны), мембранные (мембранофоны), струнные (хордофоны) и духовые (аэрофоны).

Фрагмент классификации

1. В самозвучащих инструментах (идиофонах) источником звука является сам материал, из которого сделан инструмент или его часть. В эту группу входит большинство ударных инструментов (за исключением барабанов) и некоторые другие. По способу извлечения звука самозвучащие инструменты подразделяются на группы:

  • щипковые (варган);
  • фрикционные (краатспилль, гвоздевая и стеклянная гармоники): инструмент вибрирует из-за трения другим предметом, напр., смычком;
  • ударные (ксилофон, тарелки, кастаньеты);
  • духовые самозвучащие (напр., Эолова арфа): инструмент вибрирует в результате прохождения через него потока воздуха;

2. В мембранных инструментах (мембранофонах) источник звука — туго натянутая мембрана. Дальнейшее подразделение включает:

  • Ударные: (барабан, литавры). Звук возникает за счет удара о мембрану палочкой, колотушкой или рукой.
  • Щипковые мембранофоны (Индийские гопи-йантра, анандалахари): Под центром мембраны узлом прикреплена струна, которая при защипывании передает колебания мембране.
  • Фрикционные (бугай): звук достигается за счёт трения о мембрану.
  • Поющие мембраны (Напеваемые барабаны, мирлитоны), когда мембрана изменяет звук (казу, гребень или расчёска с мембраной из тонкой бумаги).

3. В струнных инструментах (хордофонах) источником звука являются одна или несколько струн. Сюда относятся и некоторые клавишные инструменты (напр., фортепиано, клавесин). Струнные подразделяют далее на группы:

  • Простые (цитры). Инструмент состоит из струн и механизма натяжения, резонатор может быть отделен от остальной конструкции или вообще отсутствовать.
  • Составные хордофоны. Резонатор является частью инструмента, их разделение невозможно.
  • Хордофоны без классификации.

4. В духовых инструментах (аэрофонах) источник звука — столб воздуха. Выделяются следующие группы:

  • лабиальные (флейта): звук образуется в результате рассекания потока воздуха о грань инструмента;
  • язычковые (зурна, гобой, кларнет, фагот): источник звука — вибрирующий язычок;
  • мундштучные (труба): звук возникает за счёт колебания губ исполнителя.

5. Классификация Хорнбостеля-Закса с 1940 года расширена за счёт особой группы электрофонов, где так или иначе используются электрические и/или электронные устройства. Их далее делят на электронные (синтезаторы, сэмплеры, волны Мартено и др.) и электромеханические, то есть инструменты с акустическим источником звука, снабжённые преобразователями колебаний в электрический сигнал (электрогитара, электроскрипка, электропиано).

Полный реестр в классификации Хорнбостеля — Закса включает более 300 категорий.