Битва за Москву (киноэпопея)

12.02.2021


«Битва за Москву» (чеш. Boj o Moskvu; нем. Schlacht um Moskau; вьетн. Cuộc chiến ở Moskva) — широкоформатная, состоящая из двух фильмов, снятая совместно кинематографистами СССР и Чехословакии, при участии кинематографистов ГДР и Вьетнама, киноэпопея Юрия Озерова, посвященная начальному периоду Великой Отечественной войны (событиям 1941 года).

Созданная на основе документальных материалов киноэпопея с хроникальной точностью воспроизводит крупные сражения Великой Отечественной войны — первое героическое сопротивление Красной армии в Брестской крепости и первое крупное поражение Гитлера — разгром немецких войск под Москвой. В двух фильмах киноэпопеи нет вымышленных персонажей. Только реальные люди с конкретными биографиями.

В сценарии к фильму также были использованы мемуары Г. К. Жукова «Воспоминания и размышления».

Сюжет

В первом фильме («Агрессия») изображены события, происходившие в Европе, Азии и на территории СССР накануне и в начале Великой Отечественной войны. Германия готовится к нападению на Советский Союз, о чём в Москву докладывает ряд советских разведчиков. Отказавшись выполнять приказ Центра о возвращении в Москву, советский разведчик Рихард Зорге продолжает работу в Японии и правильно сообщает о реальной дате нападения Германии на СССР. Однако Сталин не доверяет этим сообщениям, что приводит к роковому просчету и огромным поражениям и потерям. Становится видна правота начальника Генерального штаба РККА Георгия Жукова, который предупреждал о просчетах в подготовке к войне. Даётся обширная картина масштабных сражений начала войны (бои в Бресте, танковое сражение под Дубно, оборона Могилёва, Смоленское сражение).

Описанные сражения:

  • Оборона Брестской крепости
  • танковое сражение под Дубно
  • оборона Могилёва
  • Смоленское сражение
  • Оборона Киева

Второй фильм («Тайфун») охватывает события от начала разработки гитлеровским штабом операции захвата Москвы до основных сражений великой битвы за Москву. Рихард Зорге вновь сообщает правильную информацию о том, что Япония до конца 1941 года и в начале 1942 года не выступит против СССР, что избавляет страну от изнурительной войны на два фронта. Для Рихарда Зорге передача этой информации оказывается роковой — передатчик пеленгует японская контрразведка, а самого Зорге арестовывают и приговаривают к смертной казни. Но в Москве к этому донесению Зорге уже прислушались. Сталин смог без особого риска снять с восточных границ страны 26 кадровых, хорошо обученных дальневосточных дивизий и перебросить их на Западный фронт, под Москву, что предотвратило её захват гитлеровцами. Полководческий талант Георгия Жукова и героизм рядовых советских граждан, как военных так и ополченцев, позволяют отбросить германские войска от окраин Москвы. Показаны масштабные кадры оборонительных сражений (в том числе подвиги подольских курсантов и 28-ми панфиловцев) и контрнаступления советских войск. Также показаны историческое торжественное заседание, посвящённое 24-й годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции, проходившее 6 ноября на Маяковской и исторический парад на Красной площади 7 ноября 1941 года.

В ролях

Создатели фильма

  • Автор сценария и режиссёр: Юрий Озеров
  • Операторы: Игорь Черных, Владимир Гусев
  • Композитор: Александра Пахмутова Песню «Передний край» на стихи Николая Добронравова исполняет Муслим Магомаев. Также в фильме прозвучала песня "Ты моя надежда, ты моя отрада" в исполнении Льва Лещенко.
  • Художники: Татьяна Лапшина, Александр Мягков

Награды

  • Юрию Озерову — Главный приз оргкомитета 19-го Всесоюзного кинофестиваля в Алма-Ате (1986 год).
  • Юрию Озерову — Золотая медаль им. Довженко (1986 год).

Съёмки

  • Во Вьетнаме при помощи кинематографистов студии «ФАФИМ Вьетнам» для киноэпопеи были отсняты несколько сцен, воссоздающих обстановку японской столицы начала 1940-х годов и эпизоды работы советского разведчика Рихарда Зорге в Токио.
  • Некоторые батальные эпизоды из «Битвы за Москву» были впоследствии включены в следующую киноэпопею «Сталинград».
  • В результате неграмотности переводчиков, в Интернете распространилась ошибочная информация, в которой вместо Вьетнама в перечне стран-создателей киноэпопеи ошибочно указывается Венгрия.
  • Материалы фильма позже в перемонтированном виде были использованы Озеровым в телесериале «Трагедия века» (1993) и в кинофильме-дайджесте «Великий полководец Георгий Жуков» (вошли кадры с участием Михаила Ульянова).
  • Вся немецкая бронетехника, за неимением сохранившихся оригиналов, была собрана на базе советских послевоенных машин. В частности, некое подобие средних танков Т-IV было собрано на шасси советских Т-44 и Т-34-85, корпуса которых обшивались фанерой и жестью для придания «рубленого» внешнего вида. Эти макеты снимали на передних планах, остальные немецкие танки изображали на заднем плане Т-55 вообще без «грима», только окрашенные в немецкий камуфляж, хотя в некоторых сериях они попадают на передний план и очень легко распознаются.
  • Советскую бронетехнику составили макеты танков БТ, собранные также на шасси Т-34-85, собственно в общей массе как всегда снимались и Т-34-85, и собранные на их шасси ранние модификации с пушкой калибра 76 мм (их снимали на переднем плане). Из танков ИС-2 модификации 1944 года смонтировали танки КВ-1, установив аутентичную башню.