Криптоармяне



Криптоармяне (др.-греч. κρυπτός — «скрытый»), или Скрытые армяне (арм. Ծպտեալ հայեր), — условное наименование потомков западных армян, живущих на территории современной Турции и скрывающих, по политическим и иным причинам, своё армянское происхождение. Расселены в основном на территории исторической Западной Армении и непосредственно примыкающих к ней областях. В официальных документах фигурируют под турецкой, курдской, арабской, а также ассирийской национальной идентичностью, говорят на турецком и курдском языках, в ряде областей владеют так же обособленным диалектом западно-армянского языка.

История

Начиная с XI века, на территории Исторической Армении происходит многовековой процесс вытеснения коренного армянского населения пришлыми тюркскими и курдскими племенами. Последние остатки армянской государственности были уничтожены в середине XVI века, и Западная Армения, согласно Амасийскому договору от 1555 года, была окончательно включена в состав Османской империи. С этого периода начинаются первые попытки властей Османской империи заставить население колонизированной ими Армении перейти из христианства в ислам Насильственная исламизация армянского населения совершалась на протяжении 400 лет, вплоть до первых лет образования Турецкой республики в 1923 году. При этом, армяне, по разным причинам обращенные в ислам, отвергались остальной частью армянского народа и оказывались полностью под влиянием мусульманского (турецкого и курдского) населения, что приводило к постепенному их переходу на турецкий и курдский языки, при этом с сохранением отдельных слов и фраз на армянском. Хотя процесс исламизации и отуречивания армян и носил постоянный характер на протяжении всего периода существования Османской империи, но массовые акты насильственной исламизации происходили прежде всего в три этапа: XVI—XVII вв, 1894-96 гг., и 1915-23 гг... Последние два акта массовой исламизации происходили на фоне геноцида армян, как правило это были молодые армянские девушки, насильно уведенные в мусульманские гаремы и дети, оставшиеся сиротами, которых усыновили мусульманские семьи и воспитали в исламских традициях.

Группы криптоармян

  • армяне, которые во время Геноцида приняли ислам только для вида
  • армянские дети, которые были усыновлены во времена Геноцида
  • армяне, которые нашли убежище у мусульман или других людей
  • армяне-ремесленники и специалисты редких профессий, принявшие ислам с ведома властей

Вопрос численности и локализации обитания

В интервью турецкому журналу «Барем», турецкий профессор сообщает:

Говоря о численности криптоармян в Турции, необходимо обратить внимание и на факты усыновления. Из детей, оставленных соседям или близким людям по желанию самих ссыльных, или же детей, каким-то образом отлученных от их семьи на этапах ссылки и взятых на попечение ответственными лицами или добросердечными людьми при их посредничестве, сформировалась большая группа усыновленных детей, из которых в дальнейшем мало кто сочетался браком с соотечественниками. Большинство создали семьи с турками или курдами, и население, сформированное таким образом, полагаю, ныне составляет примерно 200.000 человек. Однако, так как сегодня в Турции для некоторой части общества понятие «турок» стало не столь значимым, то некоторые из них, по сути, находятся в поисках своей идентичности. Например, в настоящее время отмечено, что среди людей, у которых только мать является армянкой, осознание армянской идентичности приоритетно. Кроме того, я полагаю, что численность тех, кто принял ислам искренне или чтобы спастись от ссылки, составляет примерно 400.000 человек. Криптоармяне составляют 40 % от их числа и 200.000 усыновленных.

Согласно Лепсиусу, в 1915 году, ислам было насильно обращено от 250 000 до 300 000 армян, что вызвало протесты некоторых мусульманских лидеров империи. Так, муфтий Кютахьи объявил противоречащим исламу насильственное обращение армян. Обращение в ислам не имело религиозного смысла для лидеров младотурок, которые были неверующими, однако оно преследовало политические цели разрушения армянской идентичности и уменьшения количества армян, чтобы подорвать основу для требований автономии или независимости со стороны армян.

О численности криптоармян в области Адыяман высказывался журналист газеты «Акос» Баграт Эсдугян:

«Кто знал десять лет назад об около двадцати тысячах армянах Адыямана? Два года назад наша община познакомилась с этой провинцией, поскольку оттуда в наши национальные гимназии приходят учиться несколько десятков учеников. Неужели наша страна — место, где есть много криптоармян или людей, потерявших связь со своими корнями?»

Криптоармяне Дерсима

По словам учредителя союза вероисповедания и взаимопомощи армян Дерсима Миграна Гюльтекина, в Дерсиме 75 % сел населены криптоармянами, в частности во время своего выступления в Ереване, он заявил:

У всех семей, проживающих в Дерсиме, армянские корни, это столетняя история, и основная причина того, что дерсимцы скрывают своё армянское происхождение — страх. 75 % общин Дерсима населены армянами. При общении tet-a-tet они все признаются, что у них армянские корни, но боятся обратиться в суд для восстановления своих исконных армянских имен.

Говоря о своей семье, лидер дерсимских криптоармян М.Гюльтекин на пресс-конференции в Ереване отметил:

она всем известна как армянская семья, но именно из-за этого на них косо смотрят соседи. В моей семье постоянно обсуждался вопрос возвращения к корням. Вначале я, ознакомившись с архивами, обратился в суд с просьбой сменить имя. После этого основал Союз вероисповедания и взаимопомощи армян Дерсима. Когда я основал Союз, в моих планах уже было посетить Ереван, познакомиться с городом, с местными организациями. И вот я здесь. Я впервые в Армении. Это был очень неожиданный визит, но за ним последуют другие. Я очень рад, что я здесь

Убийство Гранта Динка

На почве национальной розни 19 января 2007 года был убит турецкий журналист армянского происхождения, главный редактор турецко-армянской газеты «Агос» Грант Динк. После убийства в Турции состоялись многотысячные акции под лозунгом «Мы все Гранты Динки» и «Мы все армяне».

При расследовании убийства выяснилось, что полиция и жандармерия знали о готовящемся теракте, но не предприняли мер для его предотвращения. При этом когда родственники Динка подали в Европейский суд по правам человека иск против Турции, правительство отправило в суд защитную речь, в которой Динк сравнивался с нацистами. Эта речь была отозвана, а министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу заявил, что он не согласовывал эту речь.

В сентябре 2010 года Европейский суд по правам человека, объединив обвинение, выдвинутое против Динка в «оскорблении им турецкой нации» и иск, возбужденный родственниками Динка, о нарушении его права на жизнь, признал власти Турции виновными в нарушении 2, 10 и 13 пунктов конвенции, касающихся права на жизнь и свободы слова. Суд постановил выплатить родственникам Динка 133 тысячи евро в качестве компенсации.

По мнению многих турецких авторов, сотни тысяч людей, вышедших на улицы Стамбула, требуя прекратить убийства армян и наказать убийцу Гранта Динка, были на самом деле криптоармянами; начали высказываться мнения о «тайном заговоре криптоармян в Турции».

Обвинения в сепаратистской и подрывной деятельности криптоармян против турецкой государственности

В интервью турецкому журналу «Барем», турецкий профессор Салим Джойдже высказывает мнение о связях криптоармян с террористическими и сепаратистскими организациями и считает, что они готовят для Турции развязывание гражданской войны, если Турция не признает факт геноцида армян.

Известные криптоармяне

  • Араз Озбилиз — футболист сборной Армении
  • Джан Арат — турецкий профессиональный футболист
  • Ракель Ягбасан — вдова журналиста Гранта Динка