Тайдалектика

12.03.2021


Тайдалектика (англ. tidalectics)— сформировавшееся в конце XX века философско-литературное направление, которое можно рассматривать с точки зрения как формы, так и содержания: в упрощённой формулировке тайдалектику можно определить как особый вид океанического мировоззрения и трёхчастную цикличность. Отцами-основателями тайдалектической поэтики являются барбадосский поэт и историк Камау Брейтуэйт и американский поэт Натаниэль Макки.

В определении Камау Брейтуэйта тайдалектика подразумевает собой «движение воды вперёд и назад как некое циклическое движение — противопоставляющееся движению линейному.» Тайдалектика также может восприниматься как преодоление понятия диалектики, «отказ от идеи трёх компонентов, где два первых разрешаются в третий».

Этимология названия

Камау Брейтуэйт называет эту концепцию «приливно-отливной» (tide — alectic), от слова «tide» — волна, так как она подразумевает «непрерывную пульсацию и приливное движение.»

История появления термина

Впервые термин тайдалектика появляется в проекте Камау Брейтуэйта ConVERSations with Nathaniel Mackey, где поэты совместно разрабатывают теорию тайдалектического: стратегического соединения "tidal" (волнового) и "dialectic" (диалектики).

Поэты изображают тайдалектику через серию образов различных колебательных движений, в том числе и через то, что Камау Брейтуэйт называет движениями "нашей бабушки": то, как она каждое утро подметает двор, Брейтуэйт описывает как "движение океана, по которому она прогуливается, приближаясь из одного continentcontinuum, затрагивая другой, а затем удаляясь." Этот бесконечный акт наступления-отступления, прогресса-регресса оказывается в высшей степени плодородным, выливающийся в "творческий хаос будущего".

Таким образом, тайдалектика Брейтуэйта или так называемый "дискурс утренней метлы" представляет собой своеобразный контр-ответ линейности Гегельянской диалектики.

Семиотические особенности тайдалектики

Поэты-тайдалектики активно экспериментируют со знаками препинания, шрифтами и графическими образами, и главным знаком, появляющимся на самом первом уровне создания волнового поэтического языка, становится круглая скобка. Скобка, имеющая двойственную структуру (открытая и закрытая), своей формой также напоминающая волну, в тайдалектической парадигме поэтического языка является одновременно как отсутствием какого-либо звука - паузой, предшествующей смене интонации, - так и неким контейнером - вместилищем звука: слов, фраз, предложений.