Калаизис, Арис

01.04.2021


Арис Калаизис (нем. Aris Kalaizis; род. 1966, Лейпциг) — немецкий художник греческого происхождения.

Биография

Арис Калаизис родился и вырос в Лейпциге, в семье политического эмигранта из Греции. После обучения технике офсетной печати и последующего обучения на фотолаборанта он в 1992 году начинает изучать живопись в Лейпцигской Академии изобразительных искусств (Hochschule für Grafik und Buchkunst Leipzig), которую оканчивает в 1997 году, получая диплом с отличием.

С 1997 по 2000 годы Калаизис обучается у Арно Ринка (Arno Rink). Его первая публичная персональная выставка проходит в 2005 году при поддержке Марбургского художественного союза (Marburger Kunstverein). В 2007 году состоялась первая презентация его работ в Нью-Йорке.

После участия в 2010 году в Венецианской Биенналле (Mostra Internazionale di Architettura), а также в 2011 году в 4-й Триеннале в Гуанчжоу (Китай) он получает международное признание. В рамках международной Триеннале, проходившей в Художественном музее Гуанчжоу (Guangdong Museum of Art), Калаизису было предоставлено отдельное обширное помещение для демонстрации его восьми крупноформатных картин. Однако самая необычная до настоящего времени выставка состоялась в 2011 году в Музее Грайца (Schloßmuseum Greiz). В рамках данной выставки, называвшейся «Двойной взгляд», Калаизис впервые поместил историческое пространство в контекст современного искусства.

Его картины находятся во многих художественных коллекциях как в Германии, так и в других странах. Одна из его картин — Das Martyrium des Hl. Bartholomäus oder Das doppelte Martyrium — представлена во Франкфуртском соборе. Наибольшее влияние на творчество юного Калаизиса оказали наряду с его учителем, профессором Ринком, поддерживавшим и курировавшим его во время учёбы, также испанский живописец эпохи барокко Хосе де Рибера и английский художник Фрэнсис Бэкон.

С 2000 года Калаизис живёт и работает в качестве свободного художника в Лейпциге.

Стиль

Свои произведения, истоком которым служат главным образом сновидения, Калаизис создает с помощью монтирования тщательно продуманных пространственных композиций и сооружения крупномасштабных сцен на месте воображаемого действия. В ходе данного процесса он делает ряд подготовительных фотографий, на основе которых конструируется финальное произведение. Сцены в его картинах, нередко производящих сюрреалистическое впечатление, развиваются исходя из идей, которые Калаизис разрабатывает на манер киносценария. Результатом этого ступенчатого творческого процесса являются живописные произведения, воплощающие в линии и цвете желаемые образы внутреннего мира.

Начинается всё однако всегда со сновидения или грёзы, пробуждающей внутренний образ или картину желаемого. После того как данный образ обретает некоторую ясность, Калаизис начинает сооружать в своем ателье его модель или ищет во внешней реальности сцены, ситуации или констелляции, наиболее приближающиеся к желаемому образу и способные послужить ему фоном. Как только внешняя сцена или констелляция найдена, Калаизис фотографирует её. Эта фотография используется в большинстве случаев в качестве основы для заднего плана будущей картины. Далее следует этап медитации и созерцания, в ходе которого Калаизис размышляет над тем, что могло бы произойти на фоне/благодаря этим декорациям. Данный подход кардинально отличает Калаизиса от фотореалистов — в той мере, в какой последние не претендуют на создание какой-либо новой реальности.

Основным формообразующим структурным принципом его работ выступает антитетика, позволяющая ставить под вопрос воплощаемые в цвете композиции — с целью реализации замысла, вновь и вновь (воз)обновляемого в своих нюансах и деталях. В ходе этого затратного во временном отношении процесса, позволяющего создавать не более пяти картин в год, возникают проекты, образующие своеобразные параллели к тому, что существует в реальности. Это намеренная стратегия, представляющая собой противоположность массовой продукции многих современных художников. Поскольку однако данные картины не позволяют однозначно отнести себя ни к сюрреализму, ни к реализму, американский искусствовед Кэрол Стрикланд (Carol Strickland) предложила использовать применительно к работам Калаизиса понятие «соттореализм». «Сотто» в данном случае означает «по ту сторону» или «под» и указывает на скрытые тайны, спрятанные под поверхностью видимого на переднем плане. То, что при этом в большинстве случаев возникает, это картины, вызывающие легкое смятение, определенное нарушение внутреннего равновесия. Жизнь и смерть, грёза и реальность порой полностью сливаются друг с другом. Движущееся предстает застывшим, а застывшее тревожно подвижным. Нередко картины оказываются наполненными столь странной стремительностью, что кажется, будто всё имеет место в одно и то же время: магия, грация, гармония и бездонная пропасть. В интервью и дискуссиях Калаизис, картины которого окружают тематические области реальности и воображения, нередко упоминает Андрэ Массона, сказавшего однажды: «Нет ничего более фантастичного, нежели сама реальность».

Награды

  • 1997 — Стипендия федеральной земли Саксония
  • 2001 — Премия за выдающиеся произведения искусства от «Фольксбанк» и «Райффайзенбанк»
  • 2005 — Международная стипендия Министерства науки и искусства Германии и Высшего совета по искусству г. Колумбус (США)
  • 2007 — Стипендия Центра международных художественных и кураторских студий и программ (ISCP), Нью-Йорк (США)
  • 2016 — Стипендия Пекин, Китай