Кауэн, Джером

03.04.2021


Джером Кауэн (англ. Jerome Cowan), полное имя Джером Палмер Кауэн (англ. Jerome Palmer Cowan; 6 октября 1897 года — 24 января 1972 года) — американский актёр театра, кино и телевидения 1920—1970-х годов.

За свою карьеру КАуэн сыграл в 134 фильмах, среди них такие картины, как «Потанцуем?» (1937), «Жизнь даётся один раз» (1937), «Старая дева» (1939), «Завоевать город» (1940), «Мальтийский сокол» (1941), «Высокая Сьерра» (1941), «Кто это сделал?» (1942), «Песня Бернадетт» (1943), «Мистер Скеффингтон» (1944), «Чудо на 34-й улице» (1947) и «Пригоршня чудес» (1961).

Ранние годы жизни и театральная карьера

Джером Кауэн родился 6 октября 1897 года в Нью-Йорке в семье кондитера шотландского происхождения.

Сразу после школы Кауэн начал работать в театре и на эстраде, а в 1923 году дебютировал на Бродвее в комедии «У нас должны быть деньги». В 1930-х годах Кауэн сыграл в десяти бродвейских спектаклях, среди них мелодрама «Фрэнки и Джонни» (1930), драма «Просто напоминаю» (1931), пьеса «Свидания» (1932), комедия «Маленькая чёрная книга» (1932—1933), пьеса «Марафон» (1933), драма «Оба наших дома» (1933), музыкальное ревю «Когда тысячи приветствуют» (1933—1934), драма «Деньги леди» (1934), трагедия «Пути славы» (1935) и романтическая комедия «Мальчик встречает девочку» (1935—1937).

В 1936 году Кауэн отправился в Голливуд, чтобы продолжить карьеру в кино, однако в 1950-е годы он вернулся на Бродвей, сыграв в комедиях «Мои три ангела» (1953—1954), «Сумасшедшие и влюблённые» (1954—1955), «Суматоха» (1957) и «Скажи, дорогая» (1958—1959).

Карьера в кинематографе

На игру Кауэна в спектакле «Мальчик встречает девочку» обратил внимание кинопродюсер Сэмюэл Голдвин, пригласив актёра сыграть страстного ирландского патриота в драме «Любимый враг» (1936), и в 1936 году Кауэн приехал в Голливуд.

В 1937 году Кауэн сыграл роль врача в фильме нуар Фрица Ланга «Жизнь даётся один раз» (1937) с Генри Фондой в главной роли, импресарио — в музыкальной комедии «Потанцуем?» (1937) с Фредом Астером, а также капитана — в приключенческой мелодраме Джона Форда «Ураган» (1937).

После нескольких ролей Кауэн «нашёл для себя нишу утончённого щёголя». В этом амплуа он, в частности, предстал в комедийном детективе «Всегда есть женщина» (1938) с Джоан Блонделл и мелодраме «Старая дева» (1939) с Бетт Дейвис. В 1940 году он сыграл в спортивно-музыкальной мелодраме «Завоевать город» (1940) с Джеймсом Кэгни и Энн Шеридан, криминальной мелодраме «Замок на Гудзоне» (1940) с Джоном Гарфилдом и приключенческой комедии «Выжженная зона» (1940), снова с Кэгни и Шеридан.

Одной из наиболее известных ролей Кауэна в кино стала роль частного детектива Майкла Арчера, партнёра Сэма Спейда (Хамфри Богарт) в классическом фильме нуар «Мальтийский сокол» (1941). Героя Кауэна убивают в первую же ночь после того, как партнёры получают новое задание. В том же году Кауэн сыграл ещё в одном значимом фильме нуар с Богартом — «Высокая Сьерра» (1941), а также в мелодраме «Великая ложь» (1941) с Бетт Дейвис и фильме нуар «Берег в тумане» (1941) с Айдой Лупино.

Среди фильмов Кауэна в 1942 году наиболее заметными были фильм нуар «Полнолуние» (1942) с Жаном Габеном, комедийный детектив «Кто это сделал?» (1942) с Эбботтом и Костелло и фильм нуар «Улица удачи» (1942) с Клер Тревор. Год спустя он сыграл небольшую роль императора Наполеона III в религиозной мелодраме «Песня Бернадетт» (1943). Кауэн дважды исполнил главные роли частного детектива в криминальных мелодрамах категории В «Найти шантажиста» (1943) и «Преступление ночью» (1944). В 1944 году он также сыграл роль бывшего мужа Бетт Дейвис в мелодраме «Мистер Скеффингтон» (1944) и роль друга семьи в фильме нуар «Гостья в доме» (1944) с Энн Бакстер в главной роли. Год спустя Кауэн появился в роли гангстера в криминальном фильме ужасов «Туманный остров» (1945), а также сыграл в романтической мелодраме «Достать подтяжки Гарти» (1945) и в детективе «Отвага криминального доктора» (1945).

В 1946 году Кауэн был мелким гангстером в фильме нуар «Крайний срок — на рассвете» (1946), а также сыграл в мелодраме с Барбарой Стенвик «Моя репутация» (1946), комедии «Клодия и Дэвид» (1946) с Дороти Макгуайр и в малобюджетных криминальных фильмах «Убийство в Мюзик-Холле» (1946) и «Крайний срок для убийства» (1946), в котором у него была одна из главных ролей.

На следующий год Кауэн сыграл одну из своих самых памятных ролей в классической рождественской истории «Чудо на 34-й улице» (1947), представ в образе незадачливого окружного прокурора, которому не удаётся доказать, что Крис Крингл не является Санта-Клаусом на том основании, что Санта-Клауса не существует. В том же году он исполнил роль судебного обвинителя в фильме нуар «Неверная» (1947) с Энн Шеридан, нервного информатора в криминальной комедии «Сброд» (1947) и сенатора в криминальной мелодраме «Ложная тревога» (1947) с Эрролом Флинном и Барбарой Стенвик. Кроме того, в течение 1947—1948 годов Кауэн принял участие в съёмках шести комедийных фильмов из серии про Блонди, исполнив роль шефа архитектурного бюро, в котором работает жених главной героини. В 1948 году Кауэн сыграл также в комедии «Невеста июня» (1948) с Бетт Дейвис и фильме нуар «У ночи тысяча глаз» (1948) с Эдвардом Робинсоном, а год спустя был редактором в драме «Источник» (1949) по роману Айн Рэнд с Гэри Купером в главной роли, а также теневым дельцом в фильме нуар «Место преступления» (1949).

В 1950 году Кауэн сыграл в музыкально-биографическом фильме «Трубач» (1950) с Кирком Дугласом, приключенческой комедии «Девушка с „Фуллер Браш“» (1950) с Люсиль Болл, в музыкальной комедии «История в Вест-Пойнте» (1950) с Джеймсом Кэгни и вестерне «Даллас» (1950) с Гэри Купером. В 1950 году Кауэн ненадолго ушёл из Голливуда в театр и на телевидение, где ему предлагали более значимые роли. В этот период его наиболее заметными работами в кино стали роль следователя в фильме нуар «Толстяк» (1951) и роль адвоката — в фильме нуар «Система» (1953).

После возвращения в кино в 1959 году Кауэн сыграл в фантастических комедиях «Есть ракета — будет путешествие» (1959) с Тремя балбесами и «Визит на малую планету» (1960) с Джерри Льюисом. Он также сыграл мэра в комедии Фрэнка Капры «Пригоршня чудес» (1961) с Бетт Дейвис, после чего последовали комедии «Всей работы на одну ночь» (1961) с Дином Мартином, «Выбор критиков» (1963) с Бобом Хоупом, «Козёл отпущения» (1964) с Джерри Льюисом, музыкальная комедия «Фрэнки и Джонни» (1966) с Элвисом Пресли и криминальная комедия «Пенелопа» (1966) с Натали Вуд. Свою последнюю роль в кино Кауэн сыграл в комедийной мелодраме «Комик» (1969).

Карьера на телевидении

С 1951 года Кауэн стал работать на телевидении, сыграв вплоть до 1971 года более чем в 1000 эпизодах 91 различного телесериала.

Кауэн стоял первым в списке актёров криминального телесериала «Не для печати» (1951, 5 эпизодов), где у него была одна из главных ролей криминального репортёра. В 1953—1957 годах Кауэн играл постоянную роль в мыльной опере «Доблестная леди» (1024 эпизода). В 1959 году он коротко, но сильно сыграл неузнаваемо постаревшую бывшую кинозвезду в эпизоде сериала «Сумеречная зона» (1959), где его партнёршей была Айда Лупино. В сезоне 1960—1961 годов Кауэн входил в основной состав комедийного сериала «Шоу Тэба Хантера», где играл роль владельца компании Comics, Inc. и босса главного героя, молодого художника комиксов Пола Моргана, которого играл Тэб Хантер.

Кауэн также играл в эпизодах таких популярных сериалов, как «Сыромятная плеть» (1959), «Перри Мейсон» (1959, 2 эпизода), «Ричард Даймонд, частный детектив» (1960), «Бэт Мастерсон» (1959—1960, 2 эпизода), «Миллионер» (1960), «Освободите место для папочки» (1961), «Обнажённый город» (1961), «Сансет-Стрип, 77» (1959—1963, 3 эпизода), «Бонанза» (1964), «Магнат» (1964—1965, 2 эпизода), «Гомер Куча, морпех» (1966), «Дэниел Бун» (1966). Свою последнюю роль он сыграл в 1971 году в эпизоде вестерн-сериала «Под именами Смит и Джонс».

Актёрское амплуа и оценка творчества

Как отмечено в некрологе газеты «Лос-Анджелес таймс», «Джером Кауэн был многоопытным характерным актёром, 53-летняя карьера которого включила более двухсот фильмов и телепрограмм». Его внешность, отличительными чертами которой были «тёмные, гладко зачёсанные назад волосы и тонкие усы» позволяли ему играть широкий спектр «характерных ролей — от скользкого злодея, до комика и бизнесмена». Благодаря «безупречным костюмам и утончённым манерам» он также часто воплощал на экране «разного рода отвергнутых мужей, обманутых ухажёров, хитрых политиков, бойких адвокатов и тёмных детективов». Он также преуспел в остроумных фразах и остротах, которые были типичны для суровых фильмов Warner Brothers в 1930-е и 1940-е годы. Свои лучшие годы Кауэн провёл на студии Warner Bros., где в 1940-е годы сыграл несколько существенных характерных ролей, в частности, в фильмах «Большая Сьерра» (1941) и «Мальтийский сокол» (1941). Позднее, по словам историка кино Хэла Эриксона, характерный для Кауэна образ «беспринципной вежливости уступил место респектабельности», благодаря чему он «идеально вписался в роль нового босса Дэгвуда, мистера Радклиффа, в нескольких фильмах киносериала про Блонди» (1946—1948). В 1950—1960-е годы Кауэн идеально вписался в телевидение, регулярно появляясь в эпизодах различных сериалов, как драматических, так и комедийных — от «Перри Мейсона» (1957) до «Семейки монстров» (1966).

Личная жизнь

С 1928 года и вплоть до своей смерти в 1972 году Кауэн был женат на Хелен Додж, у пары родилось двое детей — Сюзанна и Диана.

Смерть

Джером Кауэн умер 24 января 1972 года в Медицинском центре в Энсино, Калифорния. Ему было 74 гоа.

Фильмография