Кайтагское уцмийство



Кайтагское уцмийство — феодальное государство кайтагцев и южных Кумыков в V—XIX веках, которое занимало территории современных Кайтагского, Дахадаевского районов и часть Сергокалинского, Дербентского и Каякентского районов Дагестана.

С незапамятных времён в средней части бассейна реки Уллу-чай находилось Кайтагское уцмийство. Происхождение титула правителя «уцмий» неясно: согласно одной из версий оно происходит от арабского слова «исми» («именитый»), по другой — от даргинского «уци», означающего «брат». Титул передавался не от отца к сыну, а одному из старших в роде, что часто приводило к столкновениям между претендентами.

Уцмии захватили предгорья к северу от Кайтага, населённые родственными даргинцами и часть приморской зоны населённую кумыками, что позволяло им контролировать торговый путь, соединявший Дербент и Закавказье с северокавказскими городами и итальянскими колониями Причерноморья, а также со столицей Золотой Орды — Сараем. Столицей уцмийства было расположенное на неприступной горе древний город крепость Кала-корейш. Во второй половине XIV века уцмийство, как сторонник Золотой Орды, подверглось страшному разгрому от Тимура, от которого оправилось лишь к XV веку.

В конце XVI века резиденция уцмия была перенесена в селение Маджалис в равнинной части Кайтага, после чего влияние уцмия в горной части ослабло.

В 1813 году Кайтагское уцмийство вошло в состав Кайтаго-Табасаранского округа Российской империи.

История

Ранее средневековье


В VIII веке на территории Хайдаг уцмием стал Амир-Хамза, представитель Курейшитов. Его потомки далее правили в Кайтаге. Мусульманский правитель Кайтага нашёл более выгодным союз с хазарским каганом-иудеем, получив от него земли до Семендера включительно, чем с единоверным Дербентом. Воюя с соседним языческим Зирихгераном, кайтагские газии создали на границе с ним опорный пункт Кала-корейш, что означает «крепость курейшитов». Кайтагское уцмийство вело войны со своим соседом Владением Уркарахским. В X—XII вв. Хайдакь — одно из самых сильных и влиятельных дагестанских государств, играющих важную роль во внутриполитической жизни Дагестана. История Ширвана и Дербента, освещая события второй половины X — первой половины XI вв. в Дагестане, упоминает только три наиболее сильных владения: Дербент, Серир, Хайдак. В середине X века правитель Семендера Салифан, захватывает часть уцмийства, известную как Нижний Кайтаг.

По показаниям Масуди, «Дагестан», с 332 года по хиджре (944 год н. э.) заключала в себе три провинции, одной из которых был — Кайтаг, к северу от Дербенда, коего столица Самандар (Тарки), основанная Ануширваном. Хаган хазарский имел там свою резиденцию. Когда Салман ибн Раби’а овладел Кайтагом, то хакан перенес свое местопребывание в город Итиль. Жители Самандара состояли большей частью из хазар, мусульман и евреев. Ибн Хаукал пишет, что русы в 358 году по хиджре (969 год н. э.), взяв Самандар, уничтожили в нем много зданий и садов.

Так, в 1040 году хайдакцы захватывают цитадель ал-Баба (Дербент) и берут в плен эмира города. Примерно через 25 лет дербентские эмиры находят в своей борьбе с местными раисами поддержку и убежище в Хайдаке. Около XII в. в Уцмийстве была построена большая Джума-мечеть, архитектура которой схожа со средневосточными и среднеазиатскими образцами. В этом же веке Владение Уркарахское было захвачено Уцмийством. Историческим центром и столицей Уцмийства являлся Кала-корейш расположенный на неприступной скале окруженный даргинскими вольными обществами уцми-дарго.

Татарское вторжение

В 1239—1240 годы в Дагестан вторглась Монгольская империя. В это время произошла междоусобица двух Исламских государств — Кайтага и Казикумухского Шамхальства. Из «Тарихи Дагестана» известно: «…разбилось зеркало согласия усилиями сатаны — наиболее заклятого из врагов, упрямство разъединило их, ибо исчезла добродетель среди людей и распространились ложь, зло и порок. В этих распрях не осталось места ни благоразумию, ни здравому смыслу. Затем оставшиеся в живых во время этих распрей потомки главы мучеников Хамзы и повелителя правоверных Аббаса, из числа султанов Хайдака и из моря ханских генеалогий, — [а именно] Мухаммадхан, Амирхан и Амирхамза заключили с аварскими ханами союз делить добро и зло при всех обстоятельствах. [В это время] между ними (правители Авар) и (эмирами) Гумука начались страшные войны и сатанинские распри. Аварский владыка отправил послания и послов из красноречивых и мудрых людей к султану Кавтар-шаху, в страну тюрок, жители которой приняли ислам ещё в правление амира правоверных ал-Омара ал-Фарука ан-Наки, „различающего добро и зло, чистого“….Затем пошел Кавтар-шах на Гумук с [войсками] тюрок с восточной стороны, а Саратан с войсками вилайата Авар совместно с султанами Хайдака — с западной стороны, и дошли они до Гумука в понедельник, в начале месяца рамадан, во время (правления) Наджмаддина. И сражались (жители Гумука), и пали мучениками в крепости, что над мечетью ал-Кудали, семьдесят юношей, которые пожертвовали имуществом, душой и телом и поклялись сражаться на пути всевышнего Аллаха. И сражались юноши в крепости в месяце сафар, а они („тюрки“, войска аварских и хайдакских правителей) разрушили Гумук в субботу. Эмиры (Гумука), что из потомков Хамзы и Аббаса, рассеялись по частям света, по окраинам вилайатов, а султаны Хайдака снова обосновались на своих землях, на своих престолах. Гумук был взят руками недостойных по происхождению».

Монголы покорили весь равнинный и предгорный Дагестан, в том числе и Уцмийство. Обложили всё покорённое население большими податями. В результате вторжения Кала-корейш был разрушен и потерял свое значение. Уцмийство оказалось под сферой влияния Золотой Орды. Столицей Уцмийства стал Уркарах.

В начале XIV века Кайтаг был значительным княжеством, имевшим тесные связи с Ширваном и с Шамхальством. После ослабления власти Монголов в Дагестане, Уцмийство не только перестала зависеть от Орды, но и в придачу обширную полосу предгорий к северу от своих владений. Это позволяло уцмиям контролировать торговый путь, соединявший Дербент и Закавказье с север-кавказскими городами и итальянскими городами-колониями на Чёрном море, в также с Сарай-Бату.

Вторжение Тамерлана и его последствия

В конце XIV века, перед вторжением Тамерлана, умер уцмий Султан-Мухаммад. Между его двумя сыновьями, Султан-Алибеком и Ильчи-Ахмадом, началась борьба за власть. Султан-Алибек одержал победу и стал уцмием, в то время как Ильчи-Ахмаду пришлось бежать в Ширван. Он отличился в войне на стороне Тамерлана и получил за это прозвище Бахадур, то есть богатырь. На территориях к севро-западу от Самура, при помощи Тамерлана, он создал своё эмирство.

В феврале 1395 года Тамерлан вторгается на территорию Уцмийства. Уцмий находился в союзнических отношениях с Тохтамышем, и выступил со своим войском против Тамерлана и этого было достаточно, чтобы Тимур отдал приказ о полном его истреблении. Придворные историки Тимура Шами и Иезди свидетельствуют, что приказ был исполнен буквально: «Он так напал на их стороны и края, что из множества не спаслись даже немногие и из тысячи один; все те области он разграбил…и деревни их сожгли». На всей территории Кайтага, доступной завоевателям, были уничтожены селения, жители, буквально все живое. Тохтамыш, который был по дороге в Дагестан, услышав о разорении Кайтаге, панически отступил. Тимур начал преследовать Тохтамыша, но по пути разорил равнинные территории Кайтагского Уцмийства. Некоторые кайтагцы участвовали в битве при Акуша против войск Тимура, в которой объединенные силы дагестанцев были разбиты.

Медленно восстанавливал Кайтаг свои силы после страшного разгрома нанесенного Тамерланом. Хозяйство пришло в упадок, сократилось население. Кроме того, надо учесть, что торговый путь, пролегавший по землям Уцмийства, потерял свое значение. Уцмию Уллубеку удается восстановить контроль над приморской равниной до Тарков включительно и вступить в союз с Ширваном, что было закреплено браком ширваншаха Фаррух Ясара с сестрой уцмия и, конечно, усилило его активность. Надо, однако, отметить, что отделившийся в конце XIV века Зирихгеран сохранял свою самостоятельность, ослабло влияние на вольные общества, которые ранее входили в Уцмийство.

Новое время

XVI—XVII века

В XVI веке уцмиями были Хасан-Али, Султан Ахмад-хан, а затем Хан-Мухаммад. При Султан Ахмад-хане столица уцмийства была перенесена из Уркараха в кумыкское село Маджалис. Кайтагцы, столь часто упоминаемые в средневековых источниках до XV века, как вполне оформившийся сильный народ, понесли страшный удар от Тимура: персидские источники пишут, что из каждой тысячи этого народа едва ли уцелело по одному. Под кайтагами именовали не только современных кайтагов, но и тюркоязычное население равнины, то есть кумыки. Территория их расселения сильно сократилась.

После смерти уцмия Султан Ахмад-хана начался длительный период усобицы между его четырьмя сыновьями и вмешательством Тарковского шамхала. Это ослабило кайтагское государство и сказалось на положении уцмийства, ухудшило положение уцмия с соседними врльными обществами. После переноса своей резиденции в Нижний Кайтаг он продолжал считать себя правителем всего Кайтаг-Дарго и стал требовать с населения дань. Но большинство обществ: Мюйра, гапша, Ганк, Китагана, Ирчамун, хотя и являлись входящими в уцмийство, податей феодалам не платили. Они считались вольными, самостоятельными, могли добровольно поддержать уцмия, но принудить их он не мог. Вольными узденскими селами были также кумыкские села Башлы, который был единственным узденьским аулом в Теркеме, а также кумыкские села Утамыш, Алхаждакент, входящее в область Гамри, управляемой собственными карачи-беками

Об отношениях уцмия с кумыками Башлы ведает следующая цитата:

Между всеми узденскими обществами сел. Башлы по населенности и богатству своих угодий имело преобладающее влияние в делах, относившихся до всего Кайтага. Но вместе с тем это селение из всех узденских обществ было в более тесных отношениях к уцмию, так как он жил здесь почти постоянно; хотя и случалось, что башлинцы, недовольные поведением уцмия, изгоняли его из своего селения, и тогда он переносил свое местопребывание в Маджалис. Башлинцы смотрели на уцмия как на своего естественного предводителя и защитника как от внешних врагов, так и внутренних, но по их понятию поддерживание внутреннего порядка и преследование злонамеренных людей лежало ла обязанности уцмия, для чего общество отдавало в его распоряжение всех своих тулганов (земскую стражу), словом, вверяло ему в некотором роде исполнительную власть и в вознаграждение за это представляло ему некоторые материальные выгоды.

Другое дело - Теркеме/ Здесь кайтагские беки пользовались правами феодальных монархов. Взаимоотношения между зависимыми крестьянами и феодалами часто обострялись. Уцмий Султан Ахмад-хан вынужден был издать сборник адатов, регулирующих взаимоотношения между беками и крестьянами.


Кайтагское уцмийство состояло из владений уцмия и беков, входивших в уцмийский род, вольных кумыкских земель обществ Башлы, Алхаджакент, Утамыш, земли независимых общин Верхнего Кайтага и юго-восточной части даргинских земель (кроме Сирги), признававших уцмия верховным предводителем лишь во время войны или при переговорах с иностранными государствами, а иногда — верховным арбитром в спорных судебных делах. Входившие в уцмийство независимые общинные союзы (т. н. Уцми-Дарго) упорно сопротивлялись всяким попыткам уцмия распространить на них свою власть. Будучи главной военной силой уцмийства во время внешних столкновений, общины Уцми-Дарго имели и большой внутриполитический вес. Их голос играл решающую роль на собраниях знати для избрания нового уцмия из представителей княжеского рода. По мнению даргинского историка А.Г.Гаджиева, основное ядро Кайтагского уцмийства составляли даргинцы-кайтагцы.

Перенос столицы уцмиев на равнинную часть Кайтага был сделан не случайно. Он объяснялся тем, что уцмии не сумели приобрести «ни сел, ни земель» в горной части Кайтага, не могли вмешиваться в дела узденских сельских обществ, отстаивавших в упорной борьбе с уцмиями свою административную и политическую самостоятельность. В итоге уцмии более не могли оставаться в горах, и вынуждены были перевести свое местопребывание в Нижний Кайтаг, в Маджалис.

Уцмий Рустам-хан в первой половине XVII в. проводил самостоятельную внешнюю политику. Архивные данные свидетельствуют, что он был «в горах человек первой», самовластный и гордый, и что «никоторые де боязни себе» не имел, поскольку земля его была в «крепких местах». Проводить самостоятельную внешнюю политику Рустам-хану позволяло то, что он имел в своем распоряжении более 1200 пеших и конных воинов. Для Дагестана XVII в. это была большая сила. Эвлия Челеби писал о трех тысячах воинов уцмия.

По поздним сведениям ещё при жизни уцмия в Башлы избирался его преемник — гаттин. Он принимал активное участие в управлении уцмийством. Раз в году гаттин объезжал узденские общества, творил там суд и даже собирал подати. Важную роль в управлении уцмийством играло и мусульманское духовенство — кадии, решавшие судебные дела в сельских обществах по шариату. Кадии Уркараха и Кубачи считались наиболее авторитетными в горах Кайтага из-за своего арабского происхождения.

Согласно «Постановлениям» Рустам-хана уцмии и беки на местах взяли в свои руки и судебное дело. «Пусть уцмий наказывает тех, которые делают насилие и притеснения другим» — гласит одна из статей норм обычного права кайтагцев. Однако уцмий мог приговорить к смерти лишь собственных крестьян. Это он мог позволить по отношению к терекеменцам находившимся в полной от него зависимости. В узденских же магалах он согласовывал свои решения и действия с их главами (старшинами или кевхами).

С переносом резиденции в Нижний Кайтаг, где до этого правили беки, власть уцмиев значительно ослабла. В горах же стали управлять именно беки; в силу этого влияние уцмия там стало слабеть. Тем не менее, в 1645 г. в горном Кайтаге уцмий Рустам-хан нашел поддержку, когда против него в Нижнем Кайтаге выступил его племянник Амирхан-султан, поддержанный шахом Аббасом II.

В 1631—1632 годы определились претенденты на власть уцмия Рустам-хана. Это были «братья его Чюкук, Устархан, и сын его Хан». В оппозиции к Рустам-хану находились и его двоюродные братья, желавшие «после смерти отца своего бытии у кизылбашского шаха в подданных». Как уже упоминалось, в 1645 году племянник уцмия Растум-хана Амирхан-султан с помощью войск иранского шаха Аббаса II распространил свою власть на Нижний Кайтаг, вытеснив Рустам-хана в горы. В результате Кайтаг оказался поделенным на две части (Енгикентцы и Маджалисцы), между правителями которых не прекращалась борьба. В результате раздора, младшая енгикентская ветвь истребила всю старшую маджалисскую, исключая малолетнего Гусейн-хана, которого спас один из его приближённых по имени Айде-бек. Он увёз его к шамхалу, а по достижению своего совершеннолетия Гусейн-хан отправился в Персию. Только в 1689 году после победы уцмия али-Салтана над ставленником шаха Сулеймана Гусейн-ханом, который даже сумел вначале захватить Башлы, но затем был вытеснен али-Султаном в Кубу, где основал ханство и умер. Кайтаг воссоединился.

XVIII—XIX века

Религия

В XIII веке в Кайтаг прибывают католические миссионеры, а ещё позже миссионеры из Грузии и Армении. Кайтагцы исповедуют как Христианство так и Ислам. Уцмии были Мусульманами и вели газийские войны с соседями и активно насаждали Ислам другим Кайтагцам. В 1370 году источники называют епископа Лазаря Таркинского — бывшего «лезгинского» епископа греческого вероисповедания, перешедшего в католицизм.

Список правителей

Династия кайтагских правителей являются потомками, корайшита Чупана из лезгинского селения Маза.

Династия Амира Хамзы
  • Чуфан ибн Султанали-бек
  • неизвестные уцмии
  • Р.в.м. уп. в 1064 году
  • Фируз уп. в 1068 году
  • Андзарнарс (XI—XII)
  • Хиздан (XIII)
  • Ах.с.б.р. (XIII), сын предыдущего
  • Мухаммадхан, Амирхан и Амирхамза, во время вторжения Монголов (1239—1240)
  • Султан-Мухаммад-уллу (XIV)
  • Султан-Алибек (XIV—XV), сын предыдущего
  • Мухаммадхан (XV), сын предыдущего
  • Мухаммадбек (XV), сын предыдущего
  • Хайдар (XVI), сын предыдущего
  • Амиркаландар (XVI), сын предыдущего
  • Хасанали (1574—1580), сын предыдущего
  • Султан-Ахмедхан (1580—1588), сын предыдущего
  • Хан-Мухаммад (1588—1605), сын предыдущего
  • Рустам-хан (1605—1632/1645), сын предыдущего
  • Амирхан с 1632 года
  • Улуг, сын Рустамхана
  • ?, сын Рустамхана, погиб в битве в 1660 году
  • Хусейнхан Маджалисский (до 1689 года), внук Рустамхана
  • Ахмедхан Кубинский (1689—1694), сын предыдущего
  • Алисултан (1689—1706)
  • Ахмед-хан (1706/1711 — 1747)
  • Хан-Мухаммад (1747 — ?), сын предыдущего
  • Хамзат (до 1787 года), сын предыдущего
  • Устархан (1787—1792), брат предыдущего
  • Алибек (1792—1795), сын Хамзата
  • Рустамхан-Мамай (1795—1806), сын Хан-Мухаммада
  • Алихан (1806—1809), сын Устархана
  • Адильхан (1809—1822), сын Устархана

Династия кайтагских уцмиев происходит от дяди пророка Хамзы.