Куницын, Георгий Иванович

02.05.2021


Георгий Иванович Куницын (22 апреля 1922, Куницына, Иркутская губерния — 6 октября 1996, Переделкино) — советский литературовед, искусствовед, философ. Член Союза писателей (1969) и Союза журналистов (1968); член конфедерации Союза кинематографистов. Академик РАЕН (1991). В 1961 — 66 годах работал в аппарате ЦК КПСС, с 1964 года — в должности заместителя заведующего отделом культуры.

Начало биографии

Родился в 1922 году в деревне Куницыно (ныне — Качугского района Иркутской области). В июне 1941 года окончил с золотой медалью среднюю школу № 1 в Киренске. Увлекался литературой. В 1942 году окончил Черниговское военно-инженерное училище, эвакуированное в Иркутск. Направлен на фронт, служил в саперных войсках. Участник Сталинградской битвы (командир саперного взвода минеров-подрывников), сражения на Курской дуге. Имел четыре фронтовых ранения (из них два — тяжелых). Член ВКП(б) с 1943. Закончил войну в должности командира саперного батальона.

Работа в КПСС

После войны работал в Тамбове в партийных органах. В 1951 году заочно окончил исторический и филологический факультеты Тамбовского педагогического института. С апреля 1954 г. по август 1957 г. — заведующий отделом пропаганды и агитации Тамбовского обкома КПСС.

Далее поступил в Академию общественных наук при ЦК КПСС, которую окончил в 1961 году (кафедра «Теория литературы и искусства»). Кандидат филологических наук; тема диссертации — «Учение В. И. Ленина о партийности литературы».

С 1961 года на работе в аппарате ЦК КПСС, заместитель заведующего отделом культуры, с декабря 1962-го — ответственный за кинематограф. В условиях цензуры способствовал «прохождению» многих известных фильмов — «Берегись автомобиля» (режиссёр Э. Рязанов), «Крылья» (Лариса Шепитько), «Обыкновенный фашизм» (М. Ромм), «Председатель» (А. Салтыков; название фильма вместо оригинального «Трудный путь» Ю. Нагибина предложено именно Г. Куницыным), «Айболит-66» (Р. Быков), «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» (Э. Климов), «Наш честный хлеб» (К. Муратова), «Бег» (А. Алов и В. Наумов), «Перед судом истории» (Фридрих Эрмлер). Добился запуска в производство и финансирования фильма Андрея Тарковского «Андрей Рублев» («Страсти по Андрею»). Впоследствии Г. И. Куницына обвиняли в одобрении этого «идеологически вредного» произведения. Режиссёр А. В. Гордон в книге об Андрее Тарковском «Не утоливший жажды» пишет:

«Об истории создания фильма „Андрей Рублев“, он же „Страсти по Андрею“, написано справедливо много. Я бы хотел в свою очередь начать рассказ с другого — о человеке, на фоне шестидесятых годов поистине замечательном и необыкновенном. Звали его Георгий Иванович Куницын (1922—1996). С некоторой оговоркой можно сказать: не было бы Куницына, не было бы и „Андрея Рублева“. Или шире: не было бы в то „оттепельное“ время людей, подобных Георгию Ивановичу, нашему кино пришлось бы совсем плохо. Недаром Андрей называл его ангелом-хранителем».

В 1966 году Г. Куницыну предлагалось занять пост председателя Госкино СССР вместо А. В. Романова, однако он отказался, так как был не согласен с линией на ужесточение контроля за кинорежиссёрами и сценаристами, которые обвинялись в «идеологической диверсии против партии». Из-за разногласий с руководством уволен из аппарата ЦК КПСС и направлен в качестве редактора по литературе и искусству в газету «Правда». С 1968 года работал в Институте истории искусств, занимая должность заведующего сектором эстетики и общей теории искусств. Доктор философских наук (1971), тема диссертации — «Искусство и политика». В 1977 вынужден уйти из Института истории искусств, читал лекции в Институте им. Гнесиных (по 1988 год), в Литературном институте (с 1988 по 1993) и на Высших литературных курсах. Профессор. Практически все слушатели отмечали его блестящий ораторский дар.

Убежденный сторонник социалистических идей; считал, что в Советском Союзе при построении социализма допущены грубые искажения идеалов марксизма-ленинизма, а теория социализма-коммунизма дискредитируется «эпигонами марксизма». В 1970-е — 80-е годы обвинялся в отклонении от линии партии и ревизионизме; дважды готовились материалы к исключению Куницына из КПСС. Писатель Борис Евсеев, учившийся в институте им. Гнесиных в 70-е годы, под влиянием идей Куницына написал в 1974 году письмо в защиту А. И. Солженицына. Значительная часть книг, написанных Куницыным, не была опубликована.

Публицистика

26 февраля 1988 года выступил в газете «Литературная Россия» с вызвавшей бурную полемику статьёй «Пришло ли времечко?». В статье содержалась резкая критика сталинизма. Кроме того он один из первых обратил внимание на такие замалчиваемые в современной русской литературе проблемы, как геноцид русского крестьянства и насаждение холопства и барства («личина правды пришла вместо правды»). Вывод предложенный Куницыным: «Надо избавиться от океана премированной литературы». Существует версия, что известная статья Нины Андреевой «Не могу поступаться принципами», опубликованная 13 марта того же года в газете «Советская Россия», появилась как ответ на эту статью.

Посмертно, в 1996—1997 годах, в «Литературной России» были опубликованы отрывки из писем Г. И. Куницына А. Н. Яковлеву, где тот обвинялся в беспринципности и карьеризме. С Яковлевым Куницын был знаком с 1957 года и часто встречался во время работы в ЦК КПСС.

Уфология

Серьёзно занимался философскими основаниями уфологии; сотрудничал с Ф. Зигелем и В. Г. Ажажой. Сторонник концепции множественности цивилизаций и постоянного наблюдения старых цивилизаций за другими.

Членство в общественных организациях

Член Союза писателей и Союза журналистов; член конфедерации Союза кинематографистов; академик РАЕН (1991).

Место захоронения

Похоронен на кладбище в Переделкино.

Награды

  • Орден Красной Звезды
  • Орден Отечественной войны 1-й степени
  • Медаль «За оборону Сталинграда»
  • Медаль «За победу над Германией»

Библиография

  • В. И. Ленин о классовости и партийности литературы. — М.: Изд-во ВПШ и АОН, 1960.
  • Учение В. И. Ленина о партийности литературы. — М.: Изд-во ВПШ и АОН, 1960.
  • Партийность и правда. — 1967.
  • Пути и формы воздействия политики на развитие художественной литературы. — М., 1968.
  • Искусство и политика. — М., 1970.
  • В. И. Ленин о партийности и свободе печати. — М.: Политиздат, 1971.
  • Политика и литература. — М.: Сов. писатель, 1973.
  • Ещё раз о партийности художественной литературы. — М.: Худож. лит., 1979.
  • Общечеловеческое в литературе. — М.:Сов. писатель, 1980.
  • Партийность литературы и личность писателя. — М.: Сов. Россия, 1988.
  • НЛО: философский аспект. — М., 1991.
  • Марксизм в России начинался со лжи // Сибирские огни. 2020. № 7, 8, 9