Битва на пляже Пентемили



Пентемили — пляж на северном побережье Кипра, где 20 июля 1974 года высадились турецкие войска и началось турецкое вторжение. Он расположен в 5 милях (8 км) к западу от Кирении. В течение 3 дней (20—22 июля 1974 года) за плацдарм на пляже Пентемили велись тяжелые бои между турецкими и кипрскими войсками.

Высадка турецких войск на Пентемили стала начальной точкой Операции «Атилла» — вторжения турецких вооружённых сил на территорию северного Кипра в последние дни правления в Греции хунты «чёрных полковников». В июле 1974 года, при поддержке греческой хунты, президент Кипра архиепископ Макариос был низвергнут но выжил, контроль над островом перешёл к группе радикалов, возглавляемых Никосом Сампсоном, представителем греческой подпольной организации EOKA-B, заявлявшей о своей цели присоединить Кипра к Греции (энозис). Несмотря на заверения нового руководства в лояльности по отношению к турецкому населению острова, под предлогом восстановления конституционного порядка 20 июля 1974 года Турция отправила на остров свою армию.

20 июля 1974 года

Высадка

Турецкая боевая группировка отбыла из порта Мерсин в 11:30 19 июля. Примерно в 05:00 20 июля флот достиг северного побережья Кипра. Турки пропустили место высадки на Пентемили и оказались на непригодным для десантирования каменистом пляже у Гликиотиссы, в 3 км к западу от Кирении. Из-за этого плановый срок начала высадки сдвинулся с 05:30 на 07:15. К 13:00 турецкий десант был высажен.

В составе турецкого десанта была одна пехотная бригада «Cakmak» (состоявшая из 50-го пехотного полка (3 батальона) и полка морской пехоты) численностью 3500 человек, 12 орудий, 15 танков M47 и 20 БТР М113. Танки M47 не удалось высадить на берег, поскольку узкая береговая полоса не позволила транспорту приблизиться к пляжу. Одна рота также была десантирована с вертолетов на холмы к югу от пляжа. В общей сложности в тот день на плацдарме Пентемили высадилось около 3000 солдат.

Высадка прошла без сопротивления, поскольку в этом районе отсутствовали подразделения кипрской национальной гвардии. Целью турецких войск был город-порт Кирения, примерно в 8 км к востоку от Пентемили. Турки, осуществив десант, сразу же приступили к расширению плацдарма.

Греческое противодействие турецкому десанту

Возможность высадки турецких войск на Пентемили была предусмотрена в плане кипрской национальной гвардии «Aphroditi 1973». Реализация этого плана по распоряжению Верховного командования Национальной гвардии началась в 07:00. Ближе других подразделений к пляжу дислоцировался 251-й пехотный батальон подполковника Павлос Куруписа. 1-я рота этого батальона заняла позиции напротив турецких позиций около 09:30, в то время как 2-я и 3-я рота располагались в районе населенной турками деревни Темплос. 251-й батальон поддерживал танковый взвод из 5 танков Т-34-85 23-го танкового батальона, базировавшегося в Никосии. 1-я рота заняла позиции к востоку от турецкого плацдарма, танковый взвод — к юго-западу от плацдарма, в районе Пикро Неро.

В 10:00 батальон получил приказ атаковать плацдарм. Численное превосходство турок не позволяло рассчитывать на серьезный успех, однако атака, очевидно, стала неожиданностью для турецкого командования и привела к некоторым потерям. Тем не менее, турки смогли организовать ответный огонь и остановить дальнейшее продвижение киприотов-греков. Таким образом, был удержан плацдарм в 300 м в глубину к югу от берега и 1—1,5 км в длину к востоку от места высадки. С началом перестрелки несколько артиллерийских батарей Национальной гвардии вели спорадический и неточный огонь. Так как эти артиллерийские части не имели командования, некоторые из них не действовали вовсе.

Примерно в 12:00 турецкие войска попытались продвинуться на восток при поддержке БТР. Атака была отражена, два БТР уничтожены танками Т-34-85, но 251-й батальон киприотов был вынужден несколько отступить на восток. На западной стороне плацдарма турецкие войска продвинулись примерно на 1 км, не встречая сопротивления, и остановились, поскольку главной целью оставалось расширение плацдарма на востоке, с целью движения к Кирении.

Мобилизация Национальной гвардии

Два резервных батальона греков-киприотов были сформированы в Кирении (326-й) и в Агиос Георгиос (306-й). 326-й батальон так и не был мобилизован, так как его обмундирование хранилось к северу от Караваса — на другой стороне турецкого плацдарма. Верховное командование Национальной гвардии также отправило в качестве подкрепления два батальона из Никосии. Поскольку дорога из Никосии в Кирению находилась под контролем турецких киприотов анклава Гёньели, этим подразделениям пришлось следовать более длинным маршрутом через Панагру, к западу от плацдарма. Эти подразделения были объединены в 281-й батальон, которому была поставлена задача пройти через деревню Панагра и вместе с 286-м мотострелковым батальоном, усиленным тремя танками Т-34-85, занять деревню Каравас к западу от турецкого плацдарма.

Оба подразделения в районе деревни Контеменос были атакованы ВВС Турции и понесли тяжелые потери, в том числе 6 БТР. Командир 286-го батальона был ранен и впоследствии умер от ран. В результате боевой дух солдат был подорван, и оба подразделения получили приказ закрепиться в Панагре и перегруппироваться. Ближе к вечеру одной роте 286-го батальона, в том числе 3 танкам и взводу, оснащенному безоткатными орудиями M40 калибра 106 мм, было приказано продолжать наступление. Остальным частям 286-го батальона было предписано готовиться к участию в запланированной ночной атаке.

316-му резервному батальону из Морфу (к западу от плацдарма) было приказано отправить две роты в Кирению. Не знавшие расположения турецких войск солдаты около 13:00 попали в засаду и понесли потери. Осознав, что дорога к Кирении заблокирована, батальон занял оборонительные позиции. В 16:30 подразделения 286-го батальона прибыли и объединились с 316-м батальоном. Один Т-34-85 был подбит огнём турецкой артиллерии.

Примерно в 20:00 в западный сектор для координации действий киприотов прибыл офицер штаба Верховного командования Национальной гвардии, подполковник Константинос Буфас.

Около 21:00 281-й батальон, расположившийся в Панагре, получил приказ усилить позиции на западном фланге плацдарма. Батальон прибыл на позиции около 23:00.

Оставшихся бойцов 281-го батальона, 2 роты 316-го батальона, 1 роту 286-го батальона, а также артиллерию и танки, объединенные в так называемую «боевую группу Буфаса» планировалось задействовать в ночной атаке.

Ночная атака

Ночная атака планировалась около 02:30, без артиллерийской поддержки. В 02:15 командир 316-го батальона был тяжело ранен турецким минометным огнём.

Атака киприотов на западе плацдарма началась только с минометной поддержкой. Она проводилась в основном силами 286-го батальона, который атаковал «в лоб» клиновидные укрепления турок, усиленные пулеметным огнём БТР. После преодоления передовых турецких укреплений и продвижения вглубь на 500 м атака киприотов была остановлена шквальным огнём турецких подразделений, оборудовавших свои оборонительные позиции в течение дня. 316-й батальон оставался в резерве. Для того, чтобы избежать потерь от действий ВВС Турции, накануне рассвета киприоты были вынуждены отойти на исходные позиции.

На востоке от плацдарма 1-й роте 251-го батальона было приказано атаковать, но под плотным турецким огнём она вскоре отступила на исходные позиции. Прибывший 306-й батальон позднее начал собственную атаку, которая также не удалась.

На юге от плацдарма резервный батальон, перенасыщенный резервистами (явка резервистов в Никосии была большей, чем ожидалось) — «Батальон Пантациса» (по имени командира), прибыл без информации о позициях противника. Ночью в какой-то момент, продвигаясь на север, солдаты батальона поняли, что пересекли турецкие позиции. После перестрелки без серьезных потерь батальон смог уйти из турецкой засады и занять оборонительные позиции. Батальон потерял в общей сложности 7–10 человек убитыми и ранеными, в том числе своего командира, получившего ранение в руку. К исходу ночи многие из резервистов батальона дезертировали и вернулись в Никосию. Батальон распался.

Смерть полковника Караогланоглу

Примерно в 03:00 турецкий полковник Караогланоглу, командир 50-го пехотного полка турецкой армии, был убит в постройке в 300 м к востоку от пляжа Пентемили. Причиной его смерти официально стал минометный или артиллерийский огонь киприотов. Однако по воспоминаниям генерала Бедреттина Демиреля, убившие полковника два снаряда были выпущены из 3,5-дюймового гранатомета M20. Отверстия, которые снаряды проделали в постройке, располагались так, что Демирель подозревал нарушение «огневой дисциплины» — дружественный огонь. В пользу этой позиции говорит также тот факт, что максимальная дальность стрельбы из M20 составляет 300 м, и судя по той стороне, откуда пришли снаряды, выстрелы были сделаны изнутри турецкого плацдарма.

21 июля 1974 года

21 июля на плацдарме Пентемили значительных боевых действий не велось. Турецкие войска заняли некоторую территорию на востоке к полудню. На южном фланге, где отсутствовали подразделения киприотов, турки продвинулись на 500 м к подножию гор Пентадактилос, но остановились из-за вызванного бомбардировками ВВС Турции крупного пожара.

Вдалеке от Пентемили, в порту Мерсин, готовилась к отправке вторая волна турецких войск. Она состояла из танковой роты (17 танков) 39-го дивизионного танкового батальона и мотострелковой роты 49-го полка с несколькими БТР M113. Группировка, названная «Целевая группа Бора» покинула Мерсин в 13:30 21 июля 1974 года и направилась к Пентемили.

22 июля 1974 года

Прибытие второй волны турецких войск

«Целевая группа Бора» прибыла на пляже Пентемили в 09:00. Генерал-майор Бедреттин Демирель, командир 39-й дивизии, назначил бригадного генерала Хакки Боратаса командиром «Целевой группы», в то время как сам принял на себя командование всеми турецкими силами на плацдарме.

При прибытии Демирель, знавший о подписании соглашения о прекращении огня с 17:00, решил немедленно начать атаку на Кирению. Он заметил, что турецкие войска на передовой были в плохом состоянии и имели низкий моральный дух, тем не менее он настаивал на немедленном наступлении.

Атака «Целевой группы Бора» при поддержке 50-го полка началась в 11:00.

Изменения на греческой стороне

На греческой стороне Верховное командование Национальной гвардии признало неспособность 3-й тактической группы, отвечавшей за сектор Кирении, координировать силы и ликвидировать турецкий плацдарм и передало командование всеми греческими силами к западу и востоку от плацдарма полковнику Кобокису — командиру спецназа Кипра. Кобокис получил 33-й батальон спецназа в качестве подкрепления, а также роту 346-го пехотного батальона с импровизированными БТР (модифицированными гусеничными артиллерийскими тягачами АТС-712) и взвод с 4 артиллерийскими орудиями.

В период между ночной атакой 20–21 июля и утром 22 июля большинство солдат 306-го батальона отступили к Кирении. В 09:00 33-й батальон спецназа (две роты, общей численностью менее 150 человек) прибыли в деревню Агиос Георгиос, где должен был закрепиться 306-й батальон.

Атака на Кирению

В 11:00 турецкие войска начали наступление на восток, в сторону Кирении. Тяжесть основного удара турок пала на 33-й батальон спецназа. После короткого боя, в которой были уничтожены два турецких танка M47, около 11.30 греческая оборона была прорвана. 33-й батальон спецназа было приказано распустить и заново сформировать в Кирении. Части 251-го и 306-го батальонов киприотов, оказавшиеся на флангах турецкого прорыва, не смогли повлиять на исход сражения и также отступили в Кирению. После обращения Кобокиса к командиру 241-го батальона, дислоцированного к востоку от Кирении, его части оставили город и попытались организовать его оборону. Слева от 241-го батальона заняли позиции резервисты 306-го батальона, остальные солдаты расположились на местном футбольном поле. Ещё 3 турецких M47 были уничтожены, но в конце концов позиция 241-го батальона киприотов была захвачена, а командир 306-го батальона взят в плен. Очистка города от оставшихся греческих войск заняла много времени, до утра 23 июля. В ходе штурма Кирении командир «Целевой группы Бора» Хакки Боратас получил тяжелое ранение в ногу.

Турецкий командующий генерал-майор Демирель, оставив половину турецких сил в Кирении для дальнейшей очистки города от греческих сил, отправил остальную часть на юг в направлении Богаза, чтобы объединить плацдарм с анклавом Гёньели. Примерно в 17:30 турецкие танки объединились с турками-киприотами и турецкими десантниками в Богазе.

Несмотря на вступление в силу соглашения о прекращения огня, бои продолжались как в Кирении, так и в районе плацдарма Пентемили.