Грива, Ольга Анатольевна

06.06.2021


Ольга Анатольевна Грива (род. 15 сентября 1963, Иня, Алтайский край, СССР) — советский, украинский и российский историк и религиовед, специалист по философии образования, доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой религиоведения философского факультета Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского.

Биография

Родилась 15 сентября 1963 года в селе Иня Павловского района Алтайского края. В 1968 году семья переехала в Крым. Окончив школу с золотой медалью, в 1980 году поступила на исторический факультет Симферопольского государственного университета им. М. В. Фрунзе. Специализировалась по кафедре археологии и истории Древнего мира. В 1985 году с отличием окончила университет. Работала учителем истории, воспитателем в детском саду, научным сотрудником в Крымском краеведческом музее. В 1991—1993 годах училась в аспирантуре СГУ.

В 1994 году защитила кандидатскую диссертацию «Взаимоотношения педагогов и воспитанников в гимназиях Украины во второй половине XIX — начале ХХ века».

В 1994—1996 годах была ассистентом кафедры педагогики СГУ, в 1996—1998 годах — доцент. В 1998—1999 годах была заведующей кафедрой педагогики и психологии Крымского факультета Полтавского педагогического института. В 1999—2005 годах. — директор, затем ректор Гуманитарного института «Артек» Международного детского центра «Артек».

В 2008 году защитила докторскую диссертацию «Толерантность в процессе становления молодежи в условиях поликультурной среды».

В 2006—2011 годах была деканом Крымского гуманитарного факультета Национального педагогического университета им. М. П. Драгоманова в «Артеке» и заведовала кафедрой гуманитарных и социально-экономических наук. С 2011 года — профессор кафедры культурологии Таврического национального университета имени В. И. Вернадского. С 2015 года — профессор кафедры культурологи и религиоведения Таврической академии Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского. С 2016 года является заведующей кафедрой религиоведения ТА КФУ им. В. И. Вернадского.

Научная деятельность

Основная область научных интересов — философия образования, русская религиозная философия, проблемы психологии и воспитания личности, толерантность в образовании.

В монографии «Взаимоотношения педагогов и воспитанников в гимназиях Украины во второй половине XIX — начале ХХ века» автор рассматривает отношения преподавателей и учащихся-гимназистов в украинских учебных заведениях. Задействованы данные не только по украинским гимназиям (Киевский, Харьковский и Одесский учебные округа), но и по Московскому и Санкт-Петербургскому округу. Автор приходит к выводу, что в гимназиях далеко не всегда царила палочная дисциплина, напротив, учебные заведения активно участвовали в формировании образованных, интеллигентных граждан, воздействуя более мягкими методами. Монография является публикацией на основе кандидатской диссертации.

В работе «Образовательный потенциал межкультурных коммуникаций» проанализирована специфика межкультурных коммуникаций в поликультурной среде, её виды, формы, уровни. Когда контактируют представители разных культур, их взаимодействие всегда несет в себе определённые риски и вызовы. Понять, как преодолеть сложности коммуникации и превратить эти вызовы в конструктивный потенциал общения, является основной задачей исследователя. Большое поле для наблюдений в сфере межкультурной коммуникации представляет собой образовательная среда.

Основные работы

  • Духовность, бездуховность, псевдодуховность и их детерминанты (глава) // Поколения в истории: ритмы духовности. Симферополь: ИТ АРИАЛ, 2012. С. 297—321.
  • Сенси духовності в сучасних координатах // Единство обучения и научных исследований — главный принцип университета. Материалы докладов отчетно-научной конференции преподавателей университета. НПУ им. М. П. Драгоманова. Киев, 2012.
  • Теология в светском образовании: между Сциллой и Харибдой // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия: Философия, культурология, политология, социология. Симферополь, 2013. Том 24 (65). № 1-2. С. 206—212.
  • Проблемы подготовки библиотечных специалистов для сферы культуры // Таврійські студії. 2013. № 4. С.17-22.
  • Подготовка специалистов в области культуры к реализации стратегии в поликультурной среде // Таврические студии. 2014. № 5-6. Толерантность как ценность образования будущего // Инновационная наука (Международный научный журнал). 2015. № 3. С.191-194.
  • Свобода совести и государственно-церковные отношения: Учебное пособие. Симферополь: КФУ имени В. И. Вернадского, 2016. 165 с.
  • Межэтнические отношения и этнокультурное образование в России / Тишков В. А., Грива О. А., Чигрин В. А. и др. М.: Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, 2016. 297 с.
  • Этнокультурное содержание образования как фактор гармонизации межэтнических отношений в Крыму // Таврические студии. Симферополь, 2016. № 8. С. 40-46. (соавт. Чигрин В. А.)
  • Образовательный потенциал межкультурных коммуникаций. Симферополь: Ариал, 2016. 143 с. (соавт. Макиенко С. А.)
  • Духовно-нравственное развитие личности / О. А. Грива, Л. И. Григорьева, Е. В. Костылева и др. / под ред. Н. В. Якса. Симферополь: АРИАЛ, 2018. 199 с.
  • Per aspera ad astra. Взаимоотношения педагогов и учащихся в отечественной гимназии во второй половине XIX — начале ХХ века. М.: Инфра-М, 2019. 142 с.