Врата ада (скульптура)

21.07.2021


«Врата ада» (фр. Le Penseur) — незавершённая скульптурная группа Огюста Родена, представляющая собой входной портал, который должен был украсить здание нового Музея декоративного искусства в Париже. Композиция опиралась на сюжет «Божественной комедии» Данте Алигьери; другим источником вдохновения для Родена служили так называемые «Врата Рая» — созданные в XV веке Лоренцо Гиберти для баптистерия Сан-Джованни во Флоренции. Шестиметровые «Врата ада» Родена вмешают 186 фигур, многие из которых впоследствии стали самостоятельными скульптурами в мраморе или бронзе: «Мыслитель», «Поцелуй», «Мимолётная любовь» и другие.

Мастер работал над порталом в течение 37 лет, с 1880 год по 1917 годы. После смерти Родена, несколько копий «Врат» были отлиты по незаконченному гипсовому оригиналу. Сейчас они хранятся в разных городах мира: Цюрихе, Стэнфорде, Филадельфии, Мехико, Токио, Сеуле, а гипсовые слепки — в Париже, в музее Родена и в музее Орсе.

История

В 1880 году Огюст Роден получает свой первый государственный заказ — изготовить роскошные двери главного входа Музея декоративного искусства, который планировали возвести на месте сгоревшего дворца Орсе. Получив от Департамента изящных искусств аванс и новую мастерскую в здании на Рю л’Юниверсите, скульптур принялся за работу, которую продолжал всю свою оставшуюся жизнь, вплоть до смерти в 1917 году. За 37 лет он создал этюды для 200 с лишним фигур, многократно переделывая рельеф, убирая или возвращая на прежнее место скульптуры.

Роден не успевал закончить врата к 1895 году, планируемой дате открытия музея. Когда власти потребовали ускорить и всё-таки закончить работу, скульптор вернул аванс и занялся дальнейшим усовершенствованием портала. Через какое-то время правительство отказалось и от идеи входной группы и от всего музея в целом. Вместо него в 1900 году открыли вокзал, который обслуживал направление движения Париж — Орлеан. Через 40 лет движение поездов с вокзала практически прекратилось, здание хотели снести, но в итоге сохранили, и в декабре 1986 года в его стенах открыли Музей изобразительных искусств Орсе. В настоящее время гипсовый слепок портала экспонируется в музее Орсе, то есть «Врата ада» находятся сейчас на том самом месте, где предполагалось построить музей декоративных искусств, входной группой которого они должны были являться.

Публике «Врата ада» впервые были продемонстрированы в 1900 году на Всемирной выставке в Париже. Французское правительство предоставило Родену целый павильон, в котором, помимо портала было представлено 136 скульптур и несколько незаконченных работ. В предисловии к каталогу выставки критик Арсен Александр сравнивал Родена с Рихардом Вагнером, также не сразу нашедшим ценителей своего таланта.

Копии

Два гипсовых слепка хранятся в Музее Орсе и Родена в Париже. Бронзовые отливки, сделанные после смерти художника, хранятся в Музее Родена (Париж), Музее Родена (Филадельфия), Национальном музее западного искусства (Токио), Кунстхаусе (Цюрих), Центре искусств Кантора (Стэнфорд), галерее Родена (Сеул) и Музее Сумайя (Мексика).

  • «Врата ада» в Музее изобразительного искусства Цюриха

  • Деталь: скульптуры «Три тени» и «Мыслитель»

  • Деталь

  • Деталь

  • Деталь правого пилястра