Рождественская оратория (Бах)



«Рождественская оратория» (нем. Weihnachts-Oratorium, BWV 248) — оратория Иоганна Себастьяна Баха для солистов, хора, оркестра и органа, созданная в 1734 году на музыкальном материале своих предшествующих сочинений. Представляет собой цикл из шести духовных (церковных) кантат (частей), предназначенных согласно авторскому замыслу для исполнения по одной во время праздничных рождественских служб (25 декабря—6 января). Является одним из наиболее масштабных сочинений композитора и крупнейшей из его ораторий. В музыковедении обсуждается вопрос о её своеобразном жанре и форме, видимо восходящей к музыкальным лютеранским историям. В настоящее время оратория полностью или частично часто исполняется в период Рождественских праздников.

История создания и исполнения

Считается, что план создания оригинальной по жанру «Рождественской оратории» возник у Иоганна Себастьяна Баха в 1733 году в Лейпциге, где он начиная с 1723 года работал кантором церкви Святого Фомы.

Оратория базируется на материале прежних произведений композитора, что было общепринятой музыкальной практикой в эпоху ренессанса и барокко, получив название метод (принцип) пародии (нем. Parodieverfahren) — заимствование композитором музыки из законченных частей других своих произведений. Уже в XVI—XVII веках «пародийными» именовались мессы с заимствованными народными темами, а в первых десятилетиях XVIII столетия под пародией подразумевали осуществление перетекстовки (сочинение создаётся с новым текстом) или подтекстовку (к инструментальному сочинению придаётся текст, что в немецком языке получило название нем. Тrоpierung — «тропирование»). В мессе си минор Бах также широко использовал музыкальный материал из своих прежних кантат и ораторий. При этом следует отметить, что композитор неоднократно использовал музыку своих светских произведений, при создании вокально-духовных сочинений, осуществляя их перетекстовку, но никогда не наоборот. В целом, количество таких «пересадок» составляет около двадцати процентов творческого наследия композитора. По мнению австрийского дирижёра Николауса Арнонкура, композитор мог задумать светское и духовное произведение одновременно, и в таком случае, первая редакция, как бы приобретает характер эскиза по отношению ко второй. В начале 1730-х годов Бах стремился получить должность саксонско-польского придворного композитора при дрезденском дворе короля Фридриха Августа II, в связи с чем создал целый ряд светских сочинений в честь королевского дома. В 1733 году композитор создал Kyrie и Gloria мессы си минор, такие светские кантаты как «Геркулес на распутье» (нем. Hercules auf dem Scheidewege, BWV 213), «Гремите, литавры, звучите, трубы» (нем. Tönet, ihr Pauken! Erschallet Trompeten!, BWV 214) и «Славь своё счастье, благословенная Саксония» (нем. Preise dein Glücke, gesegnetes Sachsen, BWV 215), которые послужили источником многих номеров оратории. По мнению Альберта Швейцера, композитор видимо заранее решил, что созданный «по случаю» музыкальный материал кантат после их исполнения не должен пропасть даром, а их «торжественно-радостный» характер, как-нельзя кстати, подходит к рождественской музыке: «Можно почти с полной уверенностью утверждать, что Бах создал „Рождественскую ораторию“, чтобы не пропали лучшие номера из „Геркулеса на распутье“ (№ 213) и „Музыкальной драмы в честь королевы“: „Гремите, литавры, звучите, трубы“ (№ 214)». Эти «придворные» кантаты прозвучали в 1733 году в лейпцигском Коллегиум музикум (лат. Collegium Musicum), известном также как «телемановское общество», руководителем которого Бах являлся на протяжении десяти лет, начиная с 1729 года. Первая кантата прозвучала 5 сентября, а вторая 8 декабря 1733 года.

Сюжет «Рождественской оратории» заимствован из Евангелия от Луки (2:1, 3–21), частично из Евангелия от Матфея (2:1–12). Евангельский текст распределяется следующим образом: в номерах 2, 6, 11, 13, 16, 20, 21, 2, 26, 30, 34, 37 — Лук. 2:1 и 2:3—21; в номерах 44, 45, 48, 50, 55, 58, 60 — Мф. 2:1—12. Баховеды указывают на несоответствие повествования либретто порядку литургических чтений Евангелия в соответствующие церковные праздники, что находит отражение в нижеследующей таблице, из которой следует, что такое соответствие имеет место только в одной части:

В либретто чередуются три виды стихов: евангельские, песенные и мадригальные. Тексты церковных песен использованы как в хоровых, так и сольных хоралах. Автор стихотворных текстов неизвестен. В музыковедческой литературе предполагается, что им был постоянный сотрудник композитора в Лейпциге Пикандер (настоящее имя Христиан Фридрих Генрици), выполнивший перетекстовку при участии композитора.

Сравнение № 9 из кантаты «Геркулес на распутье» и № 4 из «Рождественской оратории»

Большие вступительные хоры и почти все крупные сольные номера оратории заимствованы из ранее написанных им светских кантат. Так, вновь созданы следующие номера: Sinfonia (№ 10), ария альта (31), три хора (№ 21, 26, 45), все 16 речитативов Евангелиста и 8 речитативов accompagnato (аккомпанированных), заново гармонизированы мелодии всех 14 хоралов. Предполагается, что музыка семи номеров из шестой части заимствована из утерянной кантаты А 190 = BWV 248 / VIа. До наших дней дошёл оригинал партитуры оратории, просмотренные композитором партии, а также текст оратории, отпечатанный для первого исполнения. В оригинале партитуры созданные заново номера от заимствованных выделяются аккуратным почерком, так как это копии, а остальное написано настолько поспешно, что в некоторых местах является трудноразличимым.

Предполагается, что сочинение было создано в 1734 году (вероятно в конце года), что было отмечено композитором на последнем листе партитуры в дополнение к инициалам: «S.D.G 1.1734» — «Единому Богу слава. 1734». На титульном листе партитуры указано: «Оратория, исполненная во время святок в обеих главных церквях Лейпцига». Считается, что оратория по частям исполнялась в Рождество 25 декабря 1734 года и ближайшие дни следующего, а её исполнение было закончено 6 января 1735 года в праздник Богоявления. По существовавшей в то время в Лейпциге музыкальной традиции, кантаты поочерёдно исполнялись на утренних службах в одной из двух главных церквей города, а также кантата могла прозвучать повторно вечером уже в другой церкви. Исследователи приходят к выводу, что первая часть оратории была исполнена вначале в церкви Святого Николая, затем — в церкви Святого Фомы; вторая — наоборот: в церкви Святого Фомы утром и в церкви Святого Николая вечером; третья часть (как и пятая) исполнялась только в церкви Святого Николая на утреннем богослужении; исполнение же четвёртой и шестой происходило в том же порядке, как и исполнение второй кантаты. Впоследствии Бах ещё несколько раз повторял исполнение оратории, частично или полностью, в аналогичные рождественские дни вплоть до 1745—1746 годов.

Структура

Из дошедших до нас ораторий Баха «Рождественская» самая масштабная. Она состоит из 6 кантат (частей) длительностью около 30 минут каждая, включающих в себя 64 номера, что в этом отношении значительно превышает другие сочинения композитора в этом жанре. Кантаты (части) приурочены к праздникам Рождественского цикла (25 декабря — 6 января). Так, Рождеству Христову, отмечаемому трёхдневно, посвящены первые три части, последующие три — ближайшим праздникам: четвёртая часть — Новому году и празднику Обрезания Господня, пятая — воскресению после Нового года, заключительная шестая — празднику Богоявления. В оратории практически отсутствуют конкретные действующие лица и события, в ней присутствуют только лирические размышления о них, связанные между собой речитативами Евангелиста. Сюжет распределён по шести частям таким образом: 1. Рождение Младенца; 2. Благая весть; 3. Пастухи у яслей Младенца; 4. Младенец наречён Иисусом; 5. Волхвы у царя Ирода; 6. Поклонение волхвов.

В музыковедении дискутируется вопрос о форме и степени композиционного единства частей оратории, то есть о том является ли это сочинение цельным произведением или циклом кантат. С учётом того, что материал 17 крупных номеров заимствованы Бахом из его предшествующих сочинений Альберт Швейцер, Михаил Друскин, Тамара Ливанова и ряд других авторов, считали её собранием из шести фактически самостоятельных кантат по числу частей оратории. Кроме того в обосновании этой точки зрения указывается, что кантаты были разъединены авторским исполнением, так как она прозвучала в различные дни. По мнению Друскина, ответ на эту музыковедческую проблему не может быть однозначным в связи с тем, что в оратории отсутствует, последовательно проведённый архитектонический план, но с другой стороны, кантаты объединены рождественской темой, и как следствие, общностью порождённых душевных образов, а также общностью музыкальных первоисточников. Другие же баховеды, в той или иной мере, оспаривают данную точку зрения, как ограниченную, указывая, что оратория наделена оригинальной художественной концепцией и соответствует продуманной музыкальной форме. По мнению Владимира Протопопова, этой оратории Баха присущи музыкальные закономерности повторности и взаимосвязи частей большой композиции, что характерно для его инструментальной музыки, и находит отражение в чёткости тонального плана и в репризном проведении трёх хоральных мелодий в различных частях (три хоральные мелодии из первой части, впоследствии возвращаются с новым текстом в других номерах). Тональный план оратории представляет собой следующую последовательность: D-dur — G-dur — D-dur — F-dur — A-dur — D-dur. Преобладание тональности D-dur в «рамочных» 1-й, 3-й и 6-й частях видимо вызвано тем, что именно в них композитор вводит в состав инструментального ансамбля трубы с литаврами. Также некоторые авторы (Вернер Брайг, Роман Насонов и др.) указывают на духовное единство оратории посвящённой циклу рождественских праздников, что придаёт ей цельность композиции.

Состав исполнителей

  • Евангелист (тенор), сопрано, альт, тенор, бас, хор, оркестр, орган.

Инструменты оркестра

  • Часть I: 3 трубы, литавры, 2 поперечные флейты, 2 гобоя, 2 гобоя д’амур, 2 скрипки, альт, Basso continuo
  • Часть II: 2 флейты, 2 гобоя д’амур, 2 гобоя да качча, 2 скрипки, альт, Basso continuo
  • Часть III: 3 трубы, литавры, 2 флейты, 2 гобоя, 2 гобоя д’амур, 2 скрипки, альт, Basso continuo
  • Часть IV: 2 валторны (корно да качча), 2 гобоя, 2 скрипки, альт, Basso continuo
  • Часть V: 2 гобоя д’амур, 2 скрипки, альт, Basso continuo
  • Часть VI: 3 трубы, литавры, 2 гобоя, 2 гобоя д’амур, 2 скрипки, альт, Basso continuo

План сочинения

Часть I: Jauchzet, frohlocket, auf, preiset die Tage (Славьте, ликуйте и праздник воспойте).

Часть II: Und es waren Hirten in derselben Gegend (И были в округе пастухи).

Часть III: Herrscher des Himmels, erhöre das Lallen (Лепет услышь наш, небес Повелитель).

Часть IV: Fallt mit Danken, fallt mit Loben (Благодарения воздайте и восхваления несите).

Часть V: Ehre sei dir, Gott, gesungen (Слава Господу поётся).

Часть VI: Herr, wenn die stolzen Feinde schnauben (Господь когда врагам неймётся).

Дискография (выборка)