Испытания целых деталей



О результатах испытаний на усталость целых деталей имеется мало данных. Так, Фаунд провел исследование на двух отливках. Его результаты хорошо согласуются с результатами испытаний на изгиб литых панелей, но не согласуются с результатами на изгиб с вращением на полированных образцах. Оберг и Трапп получили аналогичные результаты в случае испытаний образцов, вырезанных из прессованных изделий и экспериментальных кольцевых сечений. Образцы полировали, достигая чистоты обработки поверхности 250 мкм. При любом сравнении поведения при усталостных испытаниях отдельных образцов и фактических деталей существенным является одинаковая обработка поверхности образцов и деталей. Кроме того, деталь должна быть свободной от конструктивных недостатков, приводящих к повышению напряжений без соответствующей компенсации.
Имеется много неопубликованных данных циклической прочности посадочных колес в связи с составом сплава. Интересно отметить, что, хотя лабораторные испытания часто показывают более высокую выносливость для полированных образцов А8 по сравнению со сплавом Z5Z, фактически выносливость колес из сплава Z5Z выше. Это может быть обусловлено двумя причинами: во-первых, из сплава Z5Z легче отлить большие колеса, которые являются достаточно плотными в местах посадки баллонов, чем отлить плотные «ДТД» полосы, и, во-вторых, такая микропористость, которая может остаться в колесах из сплава Z5Z, будет оказывать меньшее влияние на сопротивление усталости, чем аналогичная пористость в сплаве А8, ввиду того, что она располагается скорее параллельно, чем перпендикулярно поверхности отливки.