Международный факторинг



Международный факторинг (англ. international factoring) — разновидность факторинговой операции, обеспечивающей финансирование поставок товаров и услуг с отсрочкой платежа в условиях, когда продавец и покупатель являются резидентами разных государств. Международный факторинг часто используется как финансовая услуга по долгосрочным или бессрочным внешнеэкономическим контрактам, для которых характерны регулярность поставок и значительный товарооборот.

Участники операции международного факторинга

В операции международного факторинга участвуют три категории участников:

  • Компания-фактор или просто фактор (банк или небанковская финансовая организация), которая покупает денежное требование. При двухфакторном факторинге участвуют две факторинговые компании: экспорт-фактор и импорт-фактор;
  • Поставщик товара (экспортёр), имеющий денежные требования к покупателю товара (импортёру)
  • Покупатель товара (импортёр), имеющий денежные обязательства перед поставщиком.
  • Основной целью деятельности фактора (факторинговой компании) является кредитование поставщиков путём выкупа их краткосрочной дебиторской задолженности. Фактор оплачивает поставщику стоимость поставки за вычетом определённого процента (от 10 до 40 %), который зависит от условий договора международного факторинга. В соответствии с условиями договора международного факторинга поставщик передаёт фактору все необходимые товарные и денежные документы, необходимые для получения денег за поставленный товар (услугу) с должника (покупателя товара или услуги). После оплаты продукции покупателем фактор производит окончательный расчёт с поставщиком за оказанную факторинговую услугу, удерживая из суммы, полученной от покупателя товаров, первоначально выплаченную сумму, процент за предоставленный кредит и комиссионные платежи за оказанные услуги.

    Виды международного факторинга

    Различают однофакторную и двухфакторную модель международного факторинга.

    Однофакторная модель международного факторинга

    Однофакторная модель предусматривает, что компания-фактор и компания-клиент являются резидентами одного государства. Данная модель используется преимущественно при экспортных операциях. Данный экспортный факторинг предусматривает финансирование экспорта под уступку денежного требования, при котором продавец и экспорт-фактор находятся на территории одной страны, а покупатель является резидентом другого государства.

    В качестве экспорт-фактора выступает банк или специализированная факторинговая компания, предоставляющие финансовые услуги экспортёру (поставщику). В функции экспорт-фактора входит финансирование экспортёра в полном или частичном объёме выручки по экспортному контракту. Кроме того, он может осуществлять международные расчёты, осуществлять страхование риска неплатежа со стороны импортёра (покупателя-нерезидента), а также получение выручки с покупателя-нерезидента.

    Двухфакторная модель международного факторинга

    При двухфакторной модели происходит разделение функций международного факторинга между двумя фактор-компаниями (экспорт-фактор и импорт-фактор), являющимися резидентами разных государств. В качестве импорт-фактора выступает банк или специализированная факторинговая компания, предоставляющая услуги международного факторинга в стране покупателя-нерезидента. Импорт-фактор присутствует при реализации двухфакторной модели международного факторинга. В функции импорт-фактора могут входить осуществление международных расчётов по внешнеторговым контрактам, покрытие риска неплатежа со стороны покупателя-нерезидента, получение выручки с покупателя-нерезидента и оплата задолженности импортёра экспорт-фактору, в случае неплатежа импортёром.

    Преимущества использования международного факторинга

    Основными преимуществами использования международного факторинга для экспортёров и импортёров являются:

  • Международный факторинг позволяет увеличивать Cash Flow.
  • Международный факторинг позволяет привлекать лучших поставщиков покупателям, так как повышается гарантия оплаты.
  • Длительные отсрочки платежа способствуют увеличению свободных денежных средств у Покупателей.
  • При увеличении срока реализации продукции покупатель получает товарный кредит на выгодных условиях.

  • Международный факторинг в России

    Существует недавно. В основном услуги предоставляются международными банками и международными организациями, имеющими широкую филиальную сеть во всем мире. Эти организации и банки являются членами Ассоциаций Factors Chain International (FCI) и/или International Factors Group (IFG), которые способствуют росту международной торговли благодаря факторингу.