Певцы-кастраты



Певцы-кастраты (ит. Castrato) — исполнители вокальных партий, в раннем возрасте подвергнутые кастрации и в силу этого обладавшие высоким женоподобным голосом. Обычно голоса кастратов — это сопрано и контральто.

История явления

В Константинополе около 400 года при дворе императрицы Евдокии (Eudoxia) евнух Брисон (Brison) был хормейстером, что является свидетельством участия кастратов в византийском хоре. Однако, точно не известно был ли сам Брисон певцом и были ли его коллеги евнухами.

Певцы-кастраты становятся известными в IX веке (хор собора Св. Софии в Константинополе) и были популярными вплоть до 1204 года, когда в ходе четвёртого крестового похода Константинополь был взят и разорён крестоносцами. Позже, почти через триста лет, традиция пения кастратов возрождается и совершенствуется в Италии, появившись там в начале XVII века.

Первоначально это были исполнители высоких партий в папской капелле, куда не могли быть допущены женщины. Как указывает Е. М. Браудо, впервые кастрат (по имени Джироламо Розини) появился в папской капелле в 1601 году. В дальнейшем кастраты начинают применяться и в светской музыке. Известно, что кастраты принимали участие в премьере оперы Монтеверди «Коронация Поппеи» в 1642 году, но исследователи отмечают, что они пели в оперных постановках и раньше.

Несмотря на то, что сама кастрация была запрещена при папе римском Клименте XIV, консерватории находили способы обойти этот запрет, и певцы-кастраты были довольно многочисленны.

Физиологические особенности

Голос кастрата отличался высотой, женоподобностью и гибкостью, но при этом имел большую силу и мог исполнять сложные виртуозные пассажи большой длительности.

У кастратов голосовые связки не испытывали изменения, характерные для периода полового созревания, благодаря чему у кастратов частично сохранялся вокальный диапазон голосов несозревших мальчиков, развиваясь отлично от голосов некастрированных лиц мужского пола.

По мере роста подростка (особенно лёгких и мышц), при выполнении особых тренировок, его голос получал особую гибкость, широкий диапазон (включая недостижимое для обычных мужчин сопрано). Узкая голосовая щель, как у мальчика, позволяла кастрату очень экономно расходовать певческое дыхание и выпевать на одном дыхании фрагменты такой длины, которая недоступна ни одному взрослому половозрелому певцу с обыкновенным певческим аппаратом. Кроме того, кастрат продолжал петь в той же позиции, в которой и начинал в раннем детстве, ему не приходилось переучиваться на новый голосовой аппарат, который получает всякий повзрослевший юноша, «с нуля».

Полной кастрации не проводилось, а так называемую кастрацию делали в юном возрасте до начала мутации голоса, усекая сосуды, без кровоснабжения которыми гормональное развитие организма приостанавливалось.

Оценка

Источники в целом выражают резко отрицательное отношение к практике кастрации будущих певцов, называя её «уродливым отношением к вокальному искусству», «отвратительным обычаем», и указывая, что «ввиду громадного успеха нескольких кастратов, кастрация сделалась, по-видимому, предметом постыдной спекуляции, причём массами оскопляли мальчиков, из которых позже не выходило хотя бы мало-мальски выдающихся певцов».

Интерес к искусству кастратов

В настоящее время партии, написанные для кастратов, исполняются женщинами или контратенорами.

Например, певица Чечилия Бартоли в 2009 году записала альбом «Sacrificium», состоящий из арий, написанных для кастратов в эпоху барокко. В альбом входят такие известные арии, как «Ombra mai fu» Генделя, «Son qual nave» Броски и «Sposa, non mi conosci» Джакомелли.

Партии для певцов-кастратов

  • Эвридика, Прозерпина, Музыка, «Орфей» Клаудио Монтеверди (1607)
  • Эвмей, «Возвращение Улисса на родину» Клаудио Монтеверди (1639)
  • Нерон, Оттон, «Коронация Поппеи» Клаудио Монтеверди (1642)
  • Лидио, «Эгисф» Франческо Кавалли
  • Ринальдо, «Ринальдо» Георга Фридриха Генделя (1711)
  • Оттон, «Оттон» Георга Фридриха Генделя (1723)
  • Флавий, «Флавий» Георга Фридриха Генделя (1723)
  • Юлий Цезарь, Птолемей, Нирено, «Юлий Цезарь» Георга Фридриха Генделя (1724)
  • Бертарид, Унульф, «Роделинда» Георга Фридриха Генделя (1725)
  • Сципион, «Сципион» Георга Фридриха Генделя (1726)
  • Александр, «Александр» Георга Фридриха Генделя (1726)
  • Адмет, «Адмет» Георга Фридриха Генделя (1727)
  • Кир, «Кир» Георга Фридриха Генделя (1728)
  • Птолемей, «Птолемей» Георга Фридриха Генделя (1728)
  • Руджеро, «Альцина» Георга Фридриха Генделя (1728)
  • Орфей, «Орфей и Эвридика» Кристофа Виллибальда Глюка (1762)
  • Рено, «Армида» Кристофа Виллибальда Глюка (1777)
  • Алкид, «Алкид» Дмитрия Бортнянского (1778)
  • Ромео, «Ромео и Джульетта» Николо Антонио Дзингарелли (1796)
  • Аврелиан, «Аврелиан в Пальмире» Джоаккино Россини (1813)