Асылмуратова, Алтынай Абдуахимовна



Алтынай Абдуахимовна Асылмуратова (род. 1 января 1961, Алма-Ата) — артистка балета и педагог, солистка Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова — Мариинского театра в 1982—1999 годах, прима-балерина английского Королевского балета (1989—1993) и Марсельского балета (1995—1997); народная артистка России, лауреат Государственной премии РФ (2001).

Художественный руководитель Академии русского балета имени А. Я. Вагановой в 2000—2013 годах, с 2015 года — художественный руководитель балетной труппы театра «Астана-опера», с 2016 года — ректор Казахской академии хореографии.

Муж — Константин Заклинский, артист балета и педагог.

Биография

Алтынай Асылмуратова родилась в театральной семье: жизнь её родителей, бабушки и дедушки была связана с балетом. Родители были выпускниками Ленинградского хореографического училища. Отец, заслуженный артист Казахской ССР Абдуахим Асылмуратов, был солистом Казахского государственного театра оперы и балета им. Абая, затем — художественным руководителем Алма-Атинского хореографического училища. Дед был главным балетмейстером Алма-Атинской государственной консерватории, прадед по отцовской линии был депутатом Государственной Думы Российской империи первого созыва. Мать, Галина Сидорова, была родом из Ленинграда, где её родители в 1920—30-х годах танцевали на эстраде. После окончания училища она вышла замуж за военного, во время Великой Отечественной войны вместе с родителями эвакуировалась в Алма-Ату, где начала танцевать в балетной труппе Театра оперы и балета им. Абая и, разведясь с первым мужем, вышла замуж за Абдуахима Асылмуратова. После окончания войны осталась жить в Алма-Ате, где и родилась Алтынай.

Детство Алтынай прошло за кулисами театра, она любила танцевать, но мать, зная трудности профессии, не хотела отдавать ребёнка в балетную школу. Алтынай послали в Ленинград на вступительные экзамены в Ленинградское хореографическое училище лишь благодаря настойчивости бабушки и деда.

Алтынай окончила училище в 1978 году по классу Инны Зубковской, после чего была принята в кордебалет Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова. С 1980 по 1999 год была солисткой этого театра (с 1987 года — прима-балерина). Работала с педагогом-репетитором Ольгой Моисеевой. Также в 1989—1993 годах являлась солисткой английского Королевского балета, в 1995—1997 годах — труппы Марсельского национального балета, где танцевала репертуар Ролана Пети. В 1994 году была приглашена в Парижскую Оперу, где исполнила главные партии в балетах Рудольфа Нуреева «Баядерка» и «Лебединое озеро», тем самым, став одной из первых русских балерин, кто выступил с этой труппой после некоторого промежутка.

Среди партнёров Асылмуратовой были танцовщики Константин Заклинский, Фарух Рузиматов, Евгений Нефф, Игорь Зеленский, Махар Вазиев(в Петербурге), Ирек Мухамедов (в Лондоне), Ян Брёкс (в Марселе).

В 1999 году за исполнение партии Кармен в одноимённом балете Ролана Пети, поставленном в Мариинском театре, получила петербургскую театральную премию «Золотой софит». В том же году, на пике своей карьеры, Алтынай оставила сцену, после чего занялась педагогической деятельностью, начав преподавать в своей родной школе — Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.

В 2000 году окончила педагогический факультет Академии имени Вагановой, начиная с 2000 года являлась её первым проректором — художественным руководителем. Позднее[когда?] ей было присвоено звание профессора.

Дважды (в 2002 и 2012 годах) была членом жюри премии «Бенуа танца». В 2003 году была членом жюри международного конкурса «Приз Лозанны» (Швейцария), неоднократно являлась членом жюри балетного фестиваля Dance Open (Санкт-Петербург).

В декабре 2013 года в результате назначения Министерством культуры на должность исполняющего обязанности ректора Академии имени А. Я. Вагановой Николая Цискаридзе, Асылмуратова покинула свой пост: 4 ноября 2013 года, после появления информации о том, что с приходом Цискаридзе художественное руководство перейдёт к балерине Мариинского театра Ульяне Лопаткиной, педагоги Академии и артисты балета Мариинского театра обратились в Министерство культуры с письмом, в котором требовали пересмотреть решение о назначении Николая Цискаридзе и Ульяны Лопаткиной на руководящие должности, оставив художественное руководство школой за Алтынай Асылмуратовой. Министерство культуры сообщило о продлении с ней контракта, однако уже в начале декабря Алтынай уволилась по собственному желанию, отказавшись сообщить о причинах своего ухода.

Практически сразу была приглашена на работу в Михайловский театр, где с 13 декабря 2013 года по март 2014 года являлась советником генерального директора по балету. В 2015 году была приглашена в Казахстан, в государственный театр оперы и балета «Опера Астаны» — сначала в качестве педагога-репетитора и хореографа-постановщика, а затем — и художественного руководителя балетной труппы (вступила в должность 16 марта).

29 августа 2016 года была назначена ректором Казахской национальной академии хореографии (Астана).

Семья

Муж Алтынай, солист балета Театра оперы и балета имени С. М. Кирова, Константин Заклинский, был сценическим партнёром балерины на протяжении практически всей её творческой карьеры. Их дочь Анастасия в 2013 году окончила Академию русского балета имени А. Я. Вагановой и была принята в труппу Мариинского театра. С 2016 года является солисткой балетной труппы Оперы Астаны (Казахстан).

Творчество

Алтынай Асылмуратова — балерина лирико-драматического амплуа, её танец отличался красотой линий и выразительной актёрской игрой.

Асылмуратова способна передать рафинированный стиль старинных балетов и свободу современной хореографии. Она может предстать героиней, сошедшей со старинной гравюры, и девушкой с обложки модного журнала. Асылмуратова очень женственна, не подвержена модным психопатическим рефлексиям, её мир добр, открыт и светел.

Л. Абызова.

Репертуар

Театр оперы и балета имени С. М. Кирова / Мариинский театр
  • фея Сирени, фея Смелости, принцесса Аврора, «Спящая красавица» Мариуса Петипа в редакции Константина Сергеева
  • 1984 — Асият*, «Асият» Олега Виноградова
  • 1988 — Мария Магдалина*, «Проба» А. Фодора на музыку Г. Прессера
  • Солистка*, «Тема с вариациями» Джорджа Баланчина
  • 18 марта 1992 — 1-й дуэт*, «В ночи» Джерома Роббинса (партнёр — Константин Заклинский)
  • 28 января 1992 — «Увядающие листья» Энтони Тюдора
  • Манон*, «Манон» Кеннета Макмиллана
  • 1998 — Кармен*, «Кармен» Ролана Пети (дон Хосе — Ислом Баймурадов)
  • Одетта и Одиллия, «Лебединое озеро» Мариуса Петипа и Льва Иванова в редакции Константина Сергеева
  • Ширин, Мехмене Бану, «Легенда о любви» Юрия Григоровича
  • Китри, «Дон Кихот» Мариуса Петипа в редакции Александра Горского (Базиль — Марат Даукаев)
  • Никия, «Баядерка» Мариуса Петипа в редакции Владимира Пономарёва и Вахтанга Чабукиани
  • Эгина, «Спартак» Юрия Григоровича
  • Медора, «Корсар» Мариуса Петипа в редакции Петра Гусева
  • Зарема, «Бахчисарайский фонтан» Ростислава Захарова
  • Джульетта, «Ромео и Джульетта» Леонида Лавровского
  • Сильфида, «Сильфида» Августа Бурнонвиля в редакции Эльзы-Марианны фон Розен
  • Маша, «Щелкунчик» Василия Вайнонена
  • Терпсихора, «Аполлон Мусагет» Джорджа Баланчина
  • Зобеида, «Шехеразада» Михаила Фокина
  • Клеманс (Генриетта?), Раймонда, «Раймонда» Мариуса Петипа в редакции Константина Сергеева
  • мазурка, 7-й вальс, «Шопениана» Михаила Фокина
  • Нестан-Дареджан, «Витязь в тигровой шкуре» Олега Виноградова
  • па де де I акта, Жизель, «Жизель» Жана Коралли и Жюля Перро в редакции Мариуса Петипа
  • Персидка, пляска персидок в опере «Хованщина»
  • «Па-де-катр» Антона Долина
  • «Лебедь» Михаила Фокина
  • «Призрачный бал» Дмитрия Брянцева

(*) — премьера спектакля на сцене Мариинского театра

Королевский балет, Лондон
  • Жизель, «Жизель»
  • Одетта и Одиллия, «Лебединое озеро»
  • Никия, «Баядерка» в редакции Наталии Макаровой
  • Раймонда, «Раймонда» в редакции Рудольфа Нуреева
  • Наталья Петровна, «Месяц в деревне» Фредерика Аштона
  • Манон, «Манон» Кеннета Макмиллана
  • Джульетта, «Ромео и Джульетта» Кеннета Макмиллана
Парижская национальная опера
  • Никия, «Баядерка» в редакции Рудольфа Нуреева
  • Одетта и Одиллия, «Лебединое озеро» в редакции Рудольфа Нуреева
Марсельский балет
  • Сванильда, «Коппелия»
  • Кармен, «Кармен»
  • «Шери» (на музыку Франсиса Пуленка)
  • «Арлезианка»
  • «Чаплин танцует с нами»
  • «Гепард»
  • «Моя Павлова»

Фильмография

  • 1978 — Снег в трауре — эпизод, девушка-индуска
  • 1982 — Backstage at the Kirov («За кулисами Кировского театра»), документальный фильм
  • «Чёрный снег»
  • 1988 — Клеопатра, «Египетские ночи»
  • 1988 — Ева, «Гран па в белую ночь» (дуэт из балета Мориса Бежара «Гелиогабал», Адам — Фарух Рузиматов)

Признание

  • 1983 — Заслуженная артистка РСФСР
  • 1998 — лауреат театральной премии «Балтика»
  • 1999 — лауреат театральной премии «Золотой софит» (за исполнение партии Кармен в балете Ролана Пети)
  • 2001 — Народная артистка Российской Федерации
  • 2001 — лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства
  • 2013 — Орден Дружбы (15 ноября 2013 года) — за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность
  • 2016 — Орден Парасат (Казахстан)
  • 2020 — Юбилейная медаль «25 лет Конституции Казахстана»